Форум » О форуме » *ПОЛЁТ ЗВЁЗДНЫХ ЖУРАВЛЕЙ* » Ответить

*ПОЛЁТ ЗВЁЗДНЫХ ЖУРАВЛЕЙ*

Интертрадиционалист: *ПОЛЁТ ЗВЁЗДНЫХ ЖУРАВЛЕЙ* (образ духовного коммунизма в советско-евразийской гуманистической фантастике) Странствование моё долго, и путь мой долог. Я сел в колесницу рассвета и устремил свой путь по пустыням миров, оставляя следы на планетах и звёздах. Это самый далёкий, но и самый близкий к себе самому путь, самый запутанный, но ведущий к совершеннейшей простоте песни. Рабиндранат ТАГОР «Гитанджали» ОТ ЧИСТОГО ИСТОКА В ПРЕКРАСНОЕ ДАЛЁКО В конце марта 1985 года, во время весенних школьных каникул, Центральное телевидение СССР показало замечательный пятисерийный фильм, чья премьера стала событием всесоюзного масштаба. Его герои сразу же стали кумирами для миллионов мальчишек и девчонок, а заглавная песня, написанная известным детским поэтом Юрием Энтиным и композитором Евгением Крылатовым, стала гимном целого поколения. В этой песне звучали такие трогательные строчки: Слышу голос из прекрасного далёка, Голос утренний в серебряной росе. Слышу голос и манящая дорога Кружит голову как в детстве карусель. Затем сильные и звонкие юные голоса пели припев: Прекрасное далёко Не будь ко мне жестоко, Не будь ко мне жестоко, Жестоко не будь. От чистого истока В прекрасное далёко, В прекрасное далёко Я начинаю путь. Было в этой песне, давно уже ставшей «классикой», что-то такое, отчего где-то внутри, в потаённых глубинах души, делалось как-то тревожно и, в то же время, радостно оттого, что впереди всех нас, жителей планеты Земля, ожидает желанное и счастливое Прекрасное Далёко (именно так называлась эта пронзительная песня), где все без исключения будут чище и добрее. Фильм, где прозвучала песня «Прекрасное далёко», назывался «Гостья из будущего». А снят он был по повести популярного писателя-фантаста Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977 год). Героями фильма были обыкновенные московские школьники из 1984 года и люди будущего - благоустроенного чудесного мира 2084 года, где посчастливилось жить главной героине, самой обыкновенной школьнице Алисе Селезнёвой. 2084 год стал чем-то вроде пароля. Не случайно, что двадцать лет спустя именно так был назван известный лево-футуристический Интернет-портал «2084» (http://www.2084.ru). 2084 год представлялся как воплощение человечной коммунистической мечты. В этом вполне рядовом году XXI века человек осваивал Солнечную систему и «запросто» летал к далёким звёздам, общался с братьями по разуму (например с очень колоритными гуманоидами из системы Альфы Центавра) и проникал с помощью необычного прибора миелофона в разум инопланетных животных, живших в космическом зоопарке города Москва. В 2084 году сотрудники-хрононавты Московского Института Времени совершали путешествия (также обычные) в отдалённые эпохи, а на башнях Кремля по-прежнему приветливо светили рубиновые звёзды, а над ними парили многочисленные аэромобили-флипы. «Гостья из будущего» была воплощением доброй Мечты, в которую ОЧЕНЬ хотелось ВЕРИТЬ. Также, как хотелось верить в благородную миссию звездолёта «Астра» из легендарного фильма Ричарда Викторова «Через тернии к звёздам», вышедшего на экраны страны в 1980-м году. Фильм начинался с потрясающе красивой музыкальной темы «Торжество разума» композитора Алексея Рыбникова, автора волшебной музыки рок-оперы «Юнона и Авось». На экране космический корабль мчался в космической беспредельности. Где-то там, в вечном холоде вакуума, он обнаружил гибнущий от неразумия его обитателей мир и спас его. В «Через тернии...» есть поразительная и очень знаковая сцена — человеческие руки замешивают тесто и формируют из него новую планету, затем засыпают туда зерно и бережно поливают водой. И вот перед нами предстаёт спасённая планета Десса. Земляне-космоэкологи одержали верх над её тёмными властителями, очистили небо от накопившейся там грязи и, наконец, полностью возродили эко- и биосферу. В оригинальном сценарии фильма (авторы — Кир Булычёв и Ричард Викторов) так описана сцена очистки атмосферы Дессы: «И вдруг в стекле блиндажа через оплывающую грязь появляется новый, невиданный здесь голубой цвет. Он становится всё ярче, и, наконец, сквозь натёки грязи и пыли в блиндаж врывается луч солнца. Совсем иного, светлого, радостного солнца. И этот луч вызывает странную реакцию в красках Дессы. Впервые после того, как мы покинули корабль, мы видим всё в обыкновенных земных цветах, и от этого кажутся куда более жалкими, даже смешными, но не зловещими маски и противогазы, одежды и шлемы дессианцев. — Есть очистка! — не выдерживает, радостно, по-мальчишески кричит Виктор. — Есть воздух! — Виктор, — укоризненно говорит Надежда, не скрывая улыбки. — Ты на работе. Она делает вид, что ничего не произошло, и продолжает регистрировать показания приборов. — Я на работе! — повторяет Виктор. — Я на работе! Он распахивает дверь блиндажа, и внутрь сыплется сор и земля. Дессианцы жмутся в сторону — навстречу им бьёт яркий солнечный день. Виктор выскакивает наружу. Над планетой голубое небо. — У меня хорошая работа! — кричит Виктор, сбрасывая шлем скафандра и распахивая руки голубому небу. И «Астре»... ...висящей в этом голубом небе». В поворотных 1980-х годах, когда ещё ничто не предвещало трагедии 1991-го года, мы, мальчишки и девчонки, воспитывались на таких фильмах. Мы с наслаждением читали потрёпанные книги Ивана Ефремова, Аркадия и Бориса Стругацких, Сергея Снегова, Сергея Павлова, Георгия Гуревича, Владимира Рыбина, Александра Казанцева, Владислава Крапивина и, конечно же, Кира Булычёва, придумавшего всеобщую любимицу — Алису Селезнёву. Мы грезили звездолётами, неисследованными планетами и красотами космоса. Помнится, как в пятом классе Ваш покорный слуга искренне писал в школьном сочинении, что в недалёком будущем мы будем сообща, всем объединённым миром, осваивать планеты Солнечной системы и непременно вырвемся в дальний космос. Мы были твёрдо уверены, что нет ничего прекраснее нашей Родины — Союза Советских Социалистических Республик. Мы с гордостью носили звёздочки октябрят, а позже — пионерские галстуки. Нашими кумирами были герои Ивана Ефремова, Кира Булычёва и Сергея Павлова, автора «Лунной Радуги». В журнале «Юный техник» и газете «Пионерская правда» постоянно публиковались замечательные фантастические рассказы и статьи о недалёком будущем, когда по лунным трассам будут нестись луномобили на солнечных батареях, на земной орбите будут построены целые космические города, на терраформированном Марсе будут обязательно цвести яблони, а фотонные звездолёты устремятся к Веге, Ориону и сверкающему Антаресу (так, кстати, назывался наш отряд в пионерском лагере «Звёздочка»). Мы хотели быть такими же, как и наши родители, строителями удивительного будущего - КОММУНИСТАМИ. Было в этом слове нечто притягательное, магическое. В нём была ДУША. А много позднее интертрадиционалист, философ и поэт Максим Борозенец, лидер содружества «Интертрадиционал», так напишет о сущности коммунистической утопии: «Нужно уяснить себе, что коммунизм - это преодоление Модерна, это дыхание Вечности, это зов Традиции. Принципиально нового ничего не создаётся, лишь только древние архетипы предстают в новых ипостасях. КОММУНИЗМ - ЭТО ВЕЩАНИЕ ВЕЧНОСТИ». Коммунизм ассоциировался с БУДУЩИМ, о котором так превосходно и мудро писал украинский писатель-фантаст Олесь Бердник: «Будущее наших детей прекрасно. Мир входит в полосу притяжения высших космических влияний, демонические структуры - деспотии, империи, диктатуры, тирании - будут распадаться, таять, как снег под лучами солнца. Утвердится на Земле духовность, народоправие, власть разума и сердца. Будут построены мосты к иным сферам Бытия, и к нашим детям придут славные гости далёких и близких миров. Начнётся Эпоха Встретившихся Рук, о которой мечтал великий фантаст Иван Ефремов, Эпоха Великой Радостной Игры». Символами этого Будущего были стремительные ефремовские звездолёты «Тантра» и «Лебедь» из романа «Туманность Андромеды» и красивые, смелые и добродушные звездолётчики, облачённые в скафандры, так похожие на рыцарские доспехи. Начало такого близкого XXI столетия представало в наших детских мечтах в образе зари торжественной эпохи Коммунизма Космического - могучего и свободного, братского и человеколюбивого. «Коммунистическое общество, в отличие от прежних общественных формаций, приспособленных к стихийному столкновению антагонистических интересов людей, не может быть жизнеспособным, если оно не будет коллективом высокоразумных и высоконравственных индивидуумов, искренне устремлённых к общему благу. А разумность и нравственность применительно к задачам выживания и прогресса всей земной цивилизации должны отвечать высоким требованиям. Цивилизация в лице большей и активнейшей части своих членов должна иметь достаточно правильное представление об устройстве и эволюции мироздания, о своём месте и роли в мироздании. В соответствии с этими представлениями цивилизация должна быть способной консолидировано направлять и организовывать свою деятельность к достижению по возможности большего и долговременного блага. Коммунистическое общество можно строить только на широком и прочном фундаменте научных знаний и высоких этических устремлений» (А. А. Сазанов «От коммунизма классического к космическому коммунизму», Москва, 2003). И никто тогда, во второй половине 1980-х годов, не подозревал, что совсем скоро, в 1991-м году станут сверхактуальными слова великого итальянского гуманиста Леонардо да Винчи, писавшего о восторжествовавшем Дикаре: «На Земле всегда будут происходить опустошительные войны... И смерть нередко будет уделом всех борющихся сторон. С беспредельной злобой эти дикари уничтожат множество деревьев в лесах планеты, а затем обратят свою ярость на всё, что ещё найдётся вокруг живого, неся ему боль и разрушение, страдание и смерть. Ни на земле, ни под землей, ни под водой не останется ничего нетронутого или неповреждённого. Ветер разнесёт по всему миру лишённую растительного покрова землю и присыплет ею останки существ, наполнявших когда-то жизнью разные страны». В конце 1980-х годов мы вдруг узнали о Нагорном Карабахе и смотрели телерепортажи о выводе советских войск из Афганистана. Нас, школьников, поразило, что Германская Демократическая Республика, дружественная СССР, как-то неожиданно прекратила своё существование. В августе 1991-го года произошло нечто такое, что никто из нас сразу не осознал. Просто что-то поменялось. Красный флаг с серпом и молотом был спущен с флагштоков и заменён известным триколором. На наших глазах ушла в небытие целая эпоха, чьё подлинное значение было понято слишком поздно. Но Мир Полудня, возникший на страницах произведений писателей-фантастов, несмотря на то, что его постарались похоронить (как, например, это сделал писатель-фантаст и православный публицист Дмитрий Володихин), ещё не ушёл из нашего неспокойного мира. Его признаки всё ещё можно обнаружить в городах бывшего Советского Союза. Так, в моём родном городе Воронеже, это футуристическая мозаика на высотном здании, что некогда принадлежало объединению «Энергия», в чьих недрах был разработан советский «челнок» «Буран». Теперь в его стенах находятся склады и офисы каких-то местных фирм. Или барельеф с молодой семьёй и летящим над ней силуэтом космонавта, расположенный в шумном центре города и затерявшийся среди пестроты кричащей рекламы, модных магазинов и салонов сотовой связи. Или огромная потускневшая красная звезда, сияющая на старом заводском здании бывшего завода имени Коминтерна, где когда-то собирались огромные экскаваторы. А ещё остались книги и фильмы. Книги позабытых ныне Ивана Ефремова, Геннадия Гора и Сергея Снегова, которые можно купить за копейки на книжном развале. Шедевры советской кинофантастики на DVD-сборниках, воспринимаемые современными «киноманами» как некая «совковая экзотика», ибо свежеиспечённые голливудские блокбастеры всё равно «круче». На полках книжных магазинов пылятся собрания сочинений братьев Стругацких. Интерес к их творчеству, кстати, возрос после «модного» «Обитаемого Острова». Однако мало кому по-настоящему интересен Мир Полудня, созданный в их ранних, наиболее искренних и честных, без позднего ехидства, произведениях. Мир Полудня, где возможны такие слова: «<...> моё воображение всегда поражала ленинская идея о развитии общества по спирали. От первобытного коммунизма, коммунизма нищих, нищих телом и духом, через голод, кровь, войны, через сумасшедшие несправедливости, к коммунизму неисчислимых материальных и духовных богатств. С коммунизма человек начал и к коммунизму вернулся, и этим возвращением начинается новая ветвь спирали, такая, что подумать - голова кружится. Совсем-совсем иная ветвь, не похожая на ту, что мы прошли. И двигает нас по этой новой ветви совсем новое противоречие: между бесконечностью тайн природы и конечностью наших возможностей в каждый момент. И это обещает впереди миллионы веков интереснейшей жизни» (Аркадий и Борис Стругацкие «Возвращение (Полдень, XXII век)»). Прекрасное Далёко Мира Полудня как трамплин к многомерному и богочеловеческому коммунизму ефремовских эр - Эры Великого Кольца и Эры Встретившихся Рук. «ВСЕ ДЕСЯТЬ МИЛЛИАРДОВ — КОММУНИСТЫ!» Мир Полудня впервые заявил о себе в повести братьев Стругацких «Страна багровых туч» (1959), где рассказывалось о героической экспедиции советского прямоточного фотонного корабля «Хиус» на Венеру, стартовавшего с Земли 18 августа 1991 года, с территории Союза Советских Коммунистических Республик (ССКР) — содружества народов прежнего Советского Союза, Восточной Европы и Китая. И, наконец, в повести «Возвращение (Полдень, XXII век)» (1962) Мир Полудня предстал во всей своей удивительной красе. Из этого «классического» произведения Стругацких, становится известно, что в 2007-м году, в юбилейный год пятидесятилетия запу

Ответов - 3

Интертрадиционалист: СВЕТ НАДЕЖДЫ НАД АРКАНАРОМ (фильм Петера Фляйшмана «Трудно быть богом») В 2009-м году исполнилось двадцать лет фантастическому фильму немецкого режиссёра Питера Фляйшмана «Трудно быть богом» («Es ist nicht leicht ein Gott zu sein») (Германия, СССР, Франция, Швейцария; «Hallelujah Films», Киностудия им. Александра Довженко, Творческое объединение «Радуга»), снятому по мотивам одноимённой повести Стругацких. Этот юбилей, к прискорбию, никем не был замечен - особенно на фоне недавно прогремевшей дилогии «Обитаемый Остров» Фёдора Бондарчука и всё ещё с нетерпением ожидаемой «Истории арканарской резни» Алексея Германа-старшего (http://seance.ru/n/21-22/tbb-script). В этом, безусловно, талантливом фильме, вышедшем на экраны бывшего СССР и Европы в далёком 1989-м году глубочайший философски-гуманистический сюжет литературного первоисточника передан исключительно схематично, а то и совсем фривольно (к неудовольствию «мэтров», негативно отозвавшихся о экранизации). Однако в нём есть нечто другое, серьёзно «цепляющее» за душу и надолго «застревающее» там. Конечно, «Трудно быть богом» Фляйшмана — это явно «не Стругацкие», всего лишь намёк на них. Но, несмотря ни на что, это яркая и очень образно рассказанная история Человека-Прогрессора, пришедшего в чужой, варварский, средневековый мир, чтобы самоотверженно помочь другому человечеству, погрязшему в крови, насилии и невежестве, и бескорыстно одарить его Надеждой. Главный герой фильма — Антон-Румата Эсторский (Эдвард Зентара) прибывает в Арканарское королевство, чтобы отыскать разведчика-землянина по имени Мита (Вернер Херцог), переставшего отзываться на запросы с центральной наблюдательной базы. Антон-Румата находит землянина в тюремных застенках, куда его бросили по приказу влиятельного королевского министра и «серого кардинала» Рэбы (Александр Филиппенко). Мита эмоционально пытается объяснить ему, что арканарцы — это не «подопытные кролики», которых «боги»-земляне изучают, будто нечто неразумное и допотопное, но наши братья, нуждающиеся в сострадании, понимании и помощи. Но разведчик трагически погибает и тогда Антон-Румата вынужденно занимает его место. Отныне его главная задача — наблюдать за всем, что происходит в Арканаре и, помимо этого, ему нужно найти исчезнувшего бесследно доктора Будаха (Андрей Болтнев), местного гениального учёного, врача и астронома, чьей персоной интересуется Земля. Румата ведёт жизнь придворного вельможи, наблюдая вокруг себя безмерную жестокость «серой гвардии», нещадно истребляющей по приказу своего главы, «орла нашего» Рэбы, всех умных, талантливых или просто грамотных людей в Арканаре - то, что земляне-наблюдатели именуют ВВ, «вирусом варварства». На его глазах от рук распоясавшегося зверья гибнут гении, далеко обогнавшие своё несчастное, залитое кровью мучеников, время. Так погибает изобретатель печатной машины отец Гаук (Михаил Глузский), изготовивший обложку для новой книги доктора Будаха с силуэтом звезды, недавно появившейся в небе, которую тот разглядел в телескопе. Румата узнаёт в звезде необычной формы... орбитальную станцию наблюдателей-землян и потрясённо восклицает: «Мы обнаружены!». Когда же впоследствии он находит Гаука мёртвым («серые» погромщики раздробили ему череп его же собственным изобретением — печатным прессом), то едва сдерживается. Но однажды срыв, всё-таки, происходит, «бог»-Румата выходит из под контроля, берётся за оружие и вступает в бой, сокрушая осатанелую нечисть мечами и, немного погодя, «молниями»-бластером. В самом конце фильма «бог открывает глаз» - на Арканар, захваченный фанатичными боевыми монахами Святого Ордена, убивающими всех и вся без разбору, с ночного неба спускается орбитальная станция. Рэба, забравшись на вершину башни, протягивает руки к гневно пылающему «глазу бога» и исступлённо вопит, что он всегда преданно служил Господу и усердно исполнял его волю. Со злорадством в голосе он кричит Румате и всем, кто хочет убить его, что никто не сможет причинить ему вреда. И тогда «бог»-Румата, не раздумывая, сражает Рэбу «молнией». Кто-то из перепуганной толпы, на чьих глазах только что погиб всесильный Рэба, восклицает: «Я узнал его! Он святой!». И все падают на колени и молят «святого Румату», с ног до головы забрызганного кровью, спасти их. Но земляне парализуют его и усыпляют арканарцев сонным газом. После этого следует, поистине, потрясающая по эмоциональности и монументальности сцена — «боги»-земляне, облачённые в белые одежды, величественно шествуют среди многочисленных, лежащих вповалку на земле, тел — погружённых в сон или мёртвых. Анка, землянка-«богиня», забирает из рук певца и поэта Цурэна, предводителя восставших крестьян, «молнии богов» - бластер. Тот восхищённо выдыхает «Богиня...» и падает без чувств. Земляне перекладывают Румату на носилки, приводят на мгновение в чувство, и Анка, улыбаясь, говорит ему: «Антон, мы возвращаемся домой...». И «боги», окутанные бушующим пламенем корабельных дюз, улетают в предрассветное небо. Немногие очнувшиеся (среди них юный принц, Цурэн и Кира, возлюбленная Руматы) провожают взглядами удаляющихся землян. И вот наступает утро... Над горами всходит исполинское, пурпурно-алое, испускающее щупальца-протуберанцы, солнце. Солнце иного, также ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО, мира, который земные «боги» покинули (навсегда ли?), оставив после себя свет Веры, Любви и Надежды. И теперь только от самих арканарцев зависит, станет ли он, этот трепетный, живой огонёчек, принесённый «богами» из неведомых космических далей, действительно Новым Началом либо же его снова затопчут сапоги очередных «серых». РАДУЕТСЯ ПТИЦА СВОБОДЫ Так какими же вступим мы в светлый и справедливый Мир Полудня, которому дарят свой добрый свет ставшие такими близкими звёзды? С какими помыслами, поступками и, возможно, Большими Делами? Повзрослевшими и возмужавшими победителями Зверя либо же одурманенными исполнителями его недоброй «воли»? Трудно дать максимально точный ответ на этот сложнейший вопрос, ибо пока что мы, род людской, всё ещё пребываем в детской колыбели. Нам ещё многому предстоит научиться и многое понять, прежде чем мы осознаем всю «взрослость» предстоящей Миссии среди звёзд. Мать-Вселенная нежно лелеет земное человечество, будто беззащитное дитя. Мать и Дитя — неизменно-вечный образ. На христианских иконах Божья Матерь с любовью и нежностью прижимает к себе младенца Христа — то есть Человека. И когда-нибудь Ему, подросшему и окрепшему, придётся оторваться от спокойной материнской груди и ступить в огромный и, увы, неустроенный мир, чтобы сделать его намного лучше, чище и добрее. «Основное же призвание Человека заключается в том, чтобы расти и познавать, чтобы по мере возрастания выполнить свой сыновний долг и взять на себя всю ответственность за судьбы этого мира. В этом собственно и состоит суть принципа активного антропоцентризма» (А. Я. Аноприенко «Принцип активного антропоцентризма»). Мир Полудня, без сомнения, принадлежит активным антропоцентристам - прекрасным Братьям Свободы, вдохновенно описанным Олесем Бердником на страницах шедевра духовно-ноосферной фантастики, романа «Звёздный Корсар». «Нынче рождается Птица Свободы. Печаль или радость? Боль или счастье? Грустит сердце человека, ибо разрывает пуповину, связывающую его с тёплым и уютным лоном матери. Радуется Птица Свободы, потому что прорывается в ширь нового неба. Братья! Чтобы встретиться - надо разлучиться! Впереди — великий праздник объединения в безмерности разума, духа и чувства. Пусть наши любимые дети проложат огненную дорогу к новым горизонтам; Человеку суждено дать Разум и Сердце Беспредельности! Слушай же меня, Дитя Вечности! Разорви цепь меры, восстань на себя! Настал твой час — РОДИСЬ!» (Олесь Бердник «Звёздный Корсар»). И, всё-таки, как изумительно сказано: «Радуется Птица Свободы, потому что прорывается в ширь нового неба»! Птицы Свободы, одолевшие муки и скорбь, не только обретают бескрайний простор небесный, но и других увлекают за собой, ибо для тех, у кого уже есть крылья, болезненно невыносима «бескрылость» оставшихся, прижатых к тяжкой тверди земной. А, значит, впереди — долгожданное освобождение и вольный полёт в янтарно-золотистых лучах Солнца Полудня, победно сияющего над ССКР — Солнечным Собором Коммунистических Республик! Алексей ИЛЬИНОВ

Интертрадиционалист: Уважаемый Неомарксист, сегодня, таки, отважился присоединиться к Вашему проекту! Надеюсь, что наше дальнейшее сотрудничество сложится вполне удачно. И, думаю, первым шагом сего будет переход в общении на «ты». Надеюсь, Вы не против?

Неомарксист: Интертрадиционалист пишет: Уважаемый Неомарксист, сегодня, таки, отважился присоединиться к Вашему проекту! Надеюсь, что наше дальнейшее сотрудничество сложится вполне удачно. И, думаю, первым шагом сего будет переход в общении на «ты». Надеюсь, Вы не против?Уважаемый Интертрадиционалист, рад приветствовать тебя на своём форуме и надеюсь на дальнйшее плодотворное сотрудничество. Спасибо что разместил здесь свою замечательную статью "ПОЛЁТ ЗВЁЗДНЫХ ЖУРАВЛЕЙ". Очень интересно, вспомнил свои любимые книги и фильмы (Гостья из будущего, Через тернии к звёздам)... В общем, я рад что наши представления о будущем космическом коммунизме совпадают.




полная версия страницы