Форум » Наука и техника » *Наука - или религия?* » Ответить

*Наука - или религия?*

Интертрадиционалист: Беляев Г.Ю. *Наука - или религия?* В защиту науки как ведущей формы общественного сознания Сегодня, более чем когда-либо, актуализируется проблема онтологии и гносеологии, природы научного познания, сути науки, ее мировоззренческого кредо. Эти вопросы, непосредственно вытекающие из исследовательской программы "Материализма и эмпириокритицизма", определят и социальное движение человечества в XXI веке. Сейчас важно вновь проанализировать смыслы и соотношение ведущих форм общественного сознания, подверженных массе тривиальных идеологических спекуляций. Наука - особая форма общественного сознания, определяющая содержание образования эпохи Нового времени, ведущий способ познания мира, влияющий на формы, средства и способы социализации подрастающего поколения. Следует особо подчеркнуть принципиальное отличие научного типа рациональности от рациональности обыденного общественного сознания. Исторические типы научной рациональности дополняют друг друга по всем законам диалектики. Наряду с философией, искусством, религией, магией, наука представляет собой одну из форм общественного сознания. В начале XXI века снова приходится разъяснять, что наука не является ни магией, ни религией, ни искусством, ни философией. Личная вера каждого может вполне уживаться с индивидуальной научной деятельностью. Но, как социальная практика и как форма общественного сознания, наука не может содержательно соединиться с верой, наука просто исчезнет от подобной амальгамы веры и науки. От их смешения или слияния взрыв культуры неизбежен. Пример - официоз оккультной "арийской физики" или религиозной идеологии ВельтАйслера в нацистской Германии. Недопустимо приравнивать атеизм, тем более научный атеизм - к вере. Эта, по сути конъюнктурно-идеологическая подмена, имеет давнюю историю. Но то, что было объяснимо в эпоху младогегельянцев - совершенно недопустимо сегодня - это негативно скажется и на рассудке общества. Наука связана с философией общенаучными принципами и нормами, формами и процедурами исследования. Философия научного знания правомерна (например, философия образования, философия науки). Наука - форма общественного сознания, которая существует в форме непрерывного отрицания отрицания, диалектического обновления процедур верификации эмпирического опыта и теоретического обобщения. Наука - не искусство. Наука оперирует логикой символов, мета-языком кодированного отражения объективной реальности (математический аппарат Нового Времени). С рождением парадигмы науки истина перестала быть тождественной догме - в этом заключается великое достижение мировой человеческой цивилизации. Принцип сомнения не тождественен принципу веры. Гипотеза - ересь для любого культа. Религия - форма общественного сознания. Философия - форма общественного сознания. Религиозной философии не существует. Существует теология (богословие) как часть религиозного сознания, религиозный модернизм, фундаментализм и т.д. К философии (например, идеалистической) теология отношения не имеет. Магия - не религия, а форма фетишизма, разновидность более архаичной, чем религиозная, формы общественного сознания. Процедуры и ритуалы фетишизма в наши дни реанимированы в деятельности экстрасенсов, колдунов, астрологов и гадалок. Этот квазиренессанс социального шаманизма спровоцирован искусственно и имеет вполне понятные идеологические причины. Оккультизм - не наука, не религия, не философия, и даже не магия, а синкретическая форма общественного сознания, культурно-генетически исходящая из такого первобытного явления, как анимизм, веры в объективное существование духов, гениев места и времени. Оккультизм - эклектика переосмысленных форм архаической мистики. Искусство (все его виды) оперирует системами образов и использует принципиально иной, отличающийся от научного язык описания реальности, как объективной, так и субъективной. Религиозная "наука" ("научный" креационизм или сайентология) - это социально-идеологический повтор роли "служанки богословия". Религиозный модернизм, направленный на диалог с наукой, бесперспективен. Ни естественные, ни, тем более, социальные науки не могут найти опоры ни в одной религии, включая буддизм. Вопреки расхожему в популяризаторских кругах мифу Фритьофа Капры, современная физика не черпает своих представлений из "ведической науки", канонов индуизма, из буддистских сутр или из коанов дзен. Каждая религиозная организация - структура, призванная обеспечить тоталитарное сознание ее сочленов. Каждая религия утверждает свою единственную истинность, авторитарно противопоставляя себя - свою веру как особую форму общественного сознания всем прочим. Такое состояние является для религиозного сознания нормой, а отнюдь не исключением. Диалог религий возможен только на формально-дипломатических основаниях. Диалог науки открыт на всемирном уровне. Каждая конфессия стремится представить собственную эклектичность как нечто целостное, абсолютно противопоставленное всем остальным "неподлинным", "безблагодатным", "неистинным" с их точки зрения религиозным организациям. Каждая наука приглашает к дискуссии. Гипотеза не равна вере, догмат культа не равен научной аксиоме. Аргументация от открытий науки в пользу доводов веры - вполне современный прием и подход модернизированного богословия. В этом случае от науки остается лишь формальная схоластическая шелуха (вроде дарвинизма без эволюционного антропогенеза или морфологии с позиций "научного" креационизма). "Синтез" веры и науки порождает странные гибриды общественного сознания, когда под терминами "космос", "антропология", "энергия", начинают подразумеваться совсем разные предметы и несовместимые друг с другом смыслы, например "духовный космос", "тонкая энергетика" и прочие наукообразные мутанты. В итоге, "материя исчезает", но только в голове человека, препарирующего науку под грубый социальный шаманизм. На смену либеральному религиозному модернизму в общество прорывается религиозный фундаментализм - реакционный и воинствующий тоталитарный теизм. Вне науки, вне философского материализма, вне диалектико-материалистической традиции науки - нет адекватной социальной практики, приемлемой для успешного решения тех задач, тех глобальных проблем, на освоение которых вышло, выходит и выйдет сегодня человечество. Источник: http://www.comstol.ru/Ob/2008/142.html

Ответов - 6

Вадим Емельянов: Идеи наличия Закона и Законодателя, воздаяния и служения всеобщему благу традиционно причисляют к идеям божественным, к вопросам веры. Человечество шло в своем постижении Бога от таких абстрактных представлений как Благая мысль, Общая идея мироздания, Истина, – которые засверкали притягательной красотой. Вместе с ними постигал человек идею начала и конца, идею сотворенности мира, цели и смыслы бытия, целесообразность жизни, Разум мира. С ними приходили Законодатель и закон, идея кармического (и не только) воздаяния за жизненный выбор. Но эти абстрактные представления человеческой веры были по началу далеки, где-то в сияющей дали, а человек копался в пыли и был не то червем, не то рабом. Нужно было открытие любви, заявившей об отцовстве Бога и сыновстве человека, нужны были крылья распятия, чтобы христианское человечество оторвалось от земли и устремилось к Богу. Каждый человек, развивая свой разум, должен пройти тот путь, который человечество прошло за тысячелетия. Но надо учитывать, что человечество в своих науках пока лишь пытается понять, что такое закон, истина, разум. Поэтому философский подход к прошлому должен быть творческим. Относительно хорошо усвоены и проработаны наукой идеи начала и конца мира. Это выразилось в научной космологии, в теории Большого взрыва, Общей теории относительности, теории множественных вселенных Фридмана. А.Эйнштейн писал: «Я считаю, что в области науки все наиболее тонкие идеи берут свое начало из глубоко религиозного чувства, и что без такого чувства эти идеи не были бы столь плодотворными» (Эйнштейн А., Собрание научных трудов. М.; Наука, 1967, - С.164.) Сложнее обстояло дело с моральным законом, он необходим для жизни человека и общества, но для него был нужен авторитет. Такими авторитетами обычно были: общественные традиции, Бог, государственная власть, церковь, разум. Общественные традиции, порой, надо было менять на лучшие: государственная власть тоже нуждалась в усовершенствовании, Бог был непознаваем, церковь начинала служить государству. И с разумом было все непросто. Невозможно через разум определять моральный закон, так как сам разум в своих определениях опирался на него. Даже у крупных мыслителей, например, И. Канта, моральный закон вызывал удивление. А наука и вовсе могла давать странные выводы, например, дарвинизм с его борьбой видов и выживанием сильнейших приводил к ницшеанству и фашизму. Лишь последние, более глубокие исследования социологов выявили наличие и необходимость в обществе гуманных ценностей любви, альтруизма и взаимопомощи. Мессии и пророки могли апеллировать только к Богу, демонстративно отказываясь от всего земного, жертвуя благополучием, здоровьем, жизнью ради доказательства высокой ценности того пути, который характеризуется любовью, моральными принципами – честностью и ответственностью. Именно эти люди создали определенный образ разумного «духовного человека» – аскета, отстраненного от общества. Для выживания человечества необходимо, чтобы современный «духовный человек» был деятельным. К. Маркс заметил: «…философия сначала вырабатывается в пределах религиозной формы сознания и этим, с одной стороны, уничтожает религию как таковую, а с другой стороны, по своему положительному содержанию сама движется еще только в этой идеализированной, переведенной на язык мыслей религиозной сфере» (К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., т. 26, ч. I, стр.23) Идеи целесообразности, системности жизни, наличия в ней законов, истин возникали как озарения, откровения, поэтические метафоры. Религия была колыбелью новых идей. Наука будет всегда возвращаться к истокам, но никогда не исчерпает их.

Интертрадиционалист: В том то всё и дело, что в XX веке сама идея Прогресса потерпела сокрушительный крах, ибо две мировые войны доказали, что человек, вооружённый всеми новейшими видами техники, отнюдь не высшее существо, но, к величайшему прискорбию, недалеко ушедшее от звериного подобия. Потому и неудивительно, что и в коммунизме (точнее — в русском национал-большевизме и евразийстве), и иных европейских реакционных идеологиях так обозначилась тяга к архаике. Скажем, русские большевики, по словам писателя Бориса Пильняка, вернули Россию в дораскольный XVII век и, фактически, воскресили идеалы русско-византийской Московской Руси. Идеалом итальянского фашизма был, как известно, имперский Рим времён рассвета. Германские нацисты же обратились к милленаристской и эсхатологической утопии «Третьего Рейха», которая берёт начало в пророчествах католического мистика Иоахима де Флоры, а также идее западной Священной Римской Империи. Увы, но возвращение к архаике было чревато трагическими последствиями как «справа», так и «слева», ибо те «высшие неизвестные», кто стремились воплотить эти Проекты о Человеке и не помышляли. Напротив, они рассматривали его как некую функциональную единицу, которая, будучи сплочена в некую массу, станет реализатором утопических чаяний. Но, тем не менее, к религиозному осмыслению Человека и Вселенной всё равно пришлось вернуться. И, скажем, та же советская гуманистическая фантастика была одним из таких «религиозных» каналов. Советизм неизбежно обрёл именно религиозные черты.

Riddler: Автор путает религию, науку, религиозное мировоззрение и научное мировоззрение. Религии вообще или науки вообще нет, есть конкретные религии и конкретные науки. Атеизм - конечно же не религия, т.к. не обладает формальными признаками религии - наличие веры в сверхъестественное (но не веры вообще!), обрядами и т.д., но является разновидностью религиозного мировоззрения (наряду с теизмом и пантеизмом), т.к. использует в своей основе веру (поскольку религиозные истины не могут быть не доказаны ни опровергнуты, а значит любое отношение к ним будет означать веру). Интертрадиционалист пишет: Но, как социальная практика и как форма общественного сознания, наука не может содержательно соединиться с верой, наука просто исчезнет от подобной амальгамы веры и науки. Религиозное и научное мировоззрение в принципе не могут противоречить поскольку изпользуют принципиально разные методы и имеют принципиальное разные объекты исследования (как например физика и психология). Совмещатся они тоже не могут по этой же причине. А вообще статья ни о чем - все и так понятно, а спор "религия vs наука" может существовать только в голове крайне недалеких людей, ровно как и спор "физики vs лирики".


Riddler: Неомарксист пишет: Вот например объективно коммунизм это не реально, но мы верим. Коммунизма нет, но это не значит что его быть не может. Плох тот коммунист, который опирается исклюичительно на веру, а не на знание и разум. Вера помогает только там где нет информации когда она нужна, но только на какое-то время. Интертрадиционалист пишет: В том то всё и дело, что в XX веке сама идея Прогресса потерпела сокрушительный крах Скорее переосмысление - стало понятно что прогресс не линеен, развиваться можно не только в одну сторону, но и "вбок". И АЭС и атомная бомба - одни и те же звенья НТП, но линии развития совершенно разные. И крайне неправильно говорить что что наука/техника сама по себе может быть "хорошей" или "плохой", это всего лишь средство.

Неомарксист: Всё-таки я выбираю гуманистическую науку - социокибернетику прежде всего и социальный прогресс на базе новых технологий. Нас миллиарды и мы все разные, а религиозные мифы экзистенциально несовместимы между собой в отличие от универсального языка науки, одинакового в Америке и Африке. Только общие задачи выживания могут объединить человечество на научной основе. Религия должна стать личным делом каждого, но никак не императивом больших масс людей. Крестовые походы и джихады миру не нужны больше.

Неомарксист: Наука только спасёт мир, гуманистическая и социальная. Мифы и идеологии только разделяют людей. Наука может соединить их в единый планетарный социум с общими ценностями выживания и развития.



полная версия страницы