Форум » Наука и техника » *Эрнст ЮНГЕР: "Дотехническая романтика" + "Технократическая утопия" = ТЕОЛОГИЯ* » Ответить

*Эрнст ЮНГЕР: "Дотехническая романтика" + "Технократическая утопия" = ТЕОЛОГИЯ*

Интертрадиционалист: Относительно техники следовало бы найти третью, независимую от прогресса, точку зрения. Восприятие прогресса вызывает двоякое отношение — он может действовать либо отталкивающе, либо притягательно. В первом случае дух стремится отойти на позиции дотехнических форм; он окунается в романтические сферы. Во втором случае он, обгоняя технику, устремляется в утопию. Таковы две большие партии; одного взгляда на произведение искусства достаточно, чтобы понять, которую из двух оно представляет. Не в том ли должна заключаться цель процесса, чтобы романтическое и утопическое начала объединились, приобретя стереоскопическую объемность, чтобы войти в новую реальность? Среди прочего это позволило бы вернуть в наш мир теологические элементы, наделенные новой достоверностью. На достижение этой цели направлены в конечном счете эксперименты живописи. Мастерские художников напоминают лаборатории, в которых создаются разнообразные соединения, прежде чем наконец будет достигнут убедительный синтез. Если бы уже на этом этапе появилась какая-нибудь совершенная картина, это было бы признаком того, что художники опустили руки, отказавшись от исследования экстремальных возможностей. Эрнст Юнгер "Годы оккупации"

Ответов - 3

Неомарксист: Духовная эмансипация невозможна без эмансипации социальной и экономической, которую в свою очередь можно обрести лишь на пути технического прогресса и освобождения человека от необходимости физического и монотонного умственного труда. И как это ни парадоксально, именно технический прогресс восстановит утраченную связь человека с природой. Действительно, вытеснение человека из сферы производства и завершение материального опосредования духа, - в том смысле, что производство уходит под землю, а бананы растут снова как бы сами по себе, - означает просто, что человек как бы опять возвращается в природу. Существует диалектический ход: из природы в природу, человеческое развитие состоит в том, что человек выходит из этой природы голеньким и приходит в эту природу тоже голеньким, - только это уже другая природа, поскольку в процессе своего развития он ее пересоздает.

Интертрадиционалист: Неомарксист пишет: И как это ни парадоксально, именно технический прогресс восстановит утраченную связь человека с природой. Любопытно, что примерно так же думал и гениальный технокудесник, новатор и оригинальный философ Никола Тесла, который симпатизировал коммунистам. <...> Тесла горячо сочувствовал идеям коммунизма. Свидетельство тому не только уже отмеченное желание помочь молодой Советской России своими техническими знаниями, не только стремление быть полезным в организации борьбы с фашизмом, но и прямые высказывания о коммунизме, который он считал прогрессивным общественным строем. В одном из дошедших до нас документов – странице из записной книжки Николы Теслы – запечатлены его мысли о коммунизме. «Коммунизм вполне осуществим и неизбежно явится системой будущего». Борис Ржонсницкий "НИКОЛА ТЕСЛА"

Неомарксист: Ефремов в ТА тоже писал о невозможности отказа от технического прогресса и возвращения в дикую природу: Давно исчезли мечты некультурного человека о возвращении к дикой природе, о свободе первобытных обществ и отношений. Перед человечеством, объединившим колоссальные массы людей, стоял реальный выбор: или подчинить себя общественной дисциплине, долгому воспитанию и обучению, или погибнуть — других путей для того, чтобы прожить на нашей планете, хотя ее природа довольно щедра, нет! Горе-философы, мечтавшие о возвращении назад, к первобытной природе, не понимали и не любили природу по-настоящему, иначе они знали бы ее беспощадную жестокость и неизбежное уничтожение всего, не подчинившегося ее законам.




полная версия страницы