Форум » Гностический коммунизм и анархия » Маздакизм » Ответить

Маздакизм

Неомарксист: http://ru.wikipedia.org/wiki/Маздакиты Маздакизм — религиозно-философское учение, распространившееся в Иране и некоторых соседних странах в раннее средневековье. Названо по имени Маздака, сына Бамдада — руководителя маздакитского движения (хотя само учение возникло ещё в конце III века под влиянием распространявшегося манихейства). Основателем учения является зороастрийский священник Зардушт-и Хурракан, живший во времена правления шаха Бахрама V, отсюда и другое название этого учения — «зардуштакан». В его основу легли идеи гностиков Карпократа и римлянина Бундоса, переселившегося в Иран в 300 г.н. э. Главный постулат маздакизма гласил, что в основе мирового процесса лежит борьба между светлым, добрым началом, действующим разумно и закономерно, и тёмным, злым началом, представляющим собой хаос и случайность, и что эта борьба неизбежно завершится (уже в «этом мире») победой «добра» над «злом». Маздакизм содержал распространённые в ряде сект Ирана и Римской империи идеи о необходимости взаимопомощи, о равенстве имущества и т. п. Призывая к борьбе за уничтожение социального неравенства, отождествлявшегося со «злом» и противопоставлявшегося «добру», к насильственному осуществлению «данного богом» всеобщего равенства, маздакизм стал в конце V века идеологией маздакитского движения крестьян и городской бедноты в государстве Сасанидов (начало 490-х годов — конец 520-х годов). Маздакитское движение было поддержано царём Сасанидского государства Кавадом I, стремившимся использовать его для ослабления позиций крупной аристократии и зороастрийского жречества. Проповедь своего учения Маздак начал 21 ноября 488 г., в том же году, когда шахиншах Кавад занял трон. При нём сторонники движения заняли важные административные посты, а сам Маздак занял один из высших постов в государстве. Маздакиты стали захватывать имущество знати и передавать его нуждающимся. Несогласные с реформами были объявлены приверженцами зла и подверглись террору со стороны маздакитов. После отмены Маздаком в 497 г. законов о традиционном браке знать устроила заговор и в 499 г. свергла Кавада, который был заточен в крепости Анхуш, а на трон Ирана был возведен его младший брат Джамасп. Однако, Каваду удалось бежать из заточения, после чего он в 501 г. вернулся в страну с наёмниками-эфталитами, сместил своего брата Джамаспа и казнил знатных заговорщиков. После возвращения на трон Кавад стал постепенно дистанцироваться от маздакитов, хотя не имел достаточно сил для открытого разрыва. Опасаясь неограниченной диктатуры маздакитов, знать и зороастрийское духовенство приняли соглашение с шахом. На сторону Кавада встало и иранское войско, вернувшееся с победой из Малой Азии. В 528 году во время религиозного диспута Маздак, верхушка его секты, а также большое число рядовых маздакитов были схвачены и зарыты заживо в землю вниз головой. Инициатором этой расправы, во время которой был казнен даже старший сын Кавада и наследник престола царевич Кавус, принявший маздакизм, был младший сын шаха царевич Хосров Ануширван, при негласной поддержке отца. Общины маздакитов сохранялись в Иране, Средней Азии, Азербайджане вплоть до XIV века. Идеи маздакизма использовались во многих народных движениях средневекового Востока.

Ответов - 2

Интертрадиционалист: Рекомендую великолепный роман Мориса Симашко "Маздак" - http://lib.rus.ec/b/51834/read Кратко об авторе: Морис Давидович Симашко (18 марта 1924, Одесса - декабрь 2000, Алматы) — русский писатель, мастер исторического жанра, автор многочисленных произведений на темы среднеазиатской и российской истории (наиболее известное — роман «Маздак»). Народный писатель Казахстана. Окончил одесский Учительский институт (1946), факультет журналистики Казахского университета им. Кирова (1950). Работал школьным учителем, собкором ТАСС, «Советской культуры», «Учительской газеты», работал в журнале «Простор» и Союзе писателей Казахстана, руководил казахским Пен-клубом. Лауреат Президентской премии мира и согласия. Исторический цикл «Повести Красных и Черных Песков» («Искушение Фраги» (1965), «Емшан» (1966) и др.), повесть «Гу-га» (1990) (о штрафных ротах), романы «Маздак» (1971), «Искупление дабира» (1979), «Комиссар Джангильдин» (1978), «Колокол» (1982), «Семирамида» (1988) (о Екатерине II). Автор сценария кинофильмов «Случай в Даш-Кале» (1963), «В Черных Песках» (1972), «Фраги — разлученный со счастьем» (1984), «Султан-Бейбарс» (1989), «Гу-га» (1990). Произведения переведены более чем на сорок языков.

Неомарксист: Интертрадиционалист пишет: Рекомендую великолепный роман Мориса Симашко "Маздак"Спасибо! Обязательно прочитаю.



полная версия страницы