Форум » Новые левые » *"ТРЕТЬИ ЛЕВЫЕ" (Фрагмент интервью Исраэля ШАМИРА)* » Ответить

*"ТРЕТЬИ ЛЕВЫЕ" (Фрагмент интервью Исраэля ШАМИРА)*

Интертрадиционалист: *"ТРЕТЬИ ЛЕВЫЕ"* АЦ: "Первые левые" были республиканцами и демократическими революционерами конца XVIII - первой половины XIX веков. В результате после 1848 г. возникла новая Европа. "Вторые левые" были пролетарскими революционерами и их результат - социалистический блок. Наступит ли время "третьих левых", и как ты себе представляешь их историческую миссию? ИШ: Это время уже наступило. Маркс говорил, что история человечества - это история классовой борьбы. В моем понимании, история человечества - это борьба идей. Поначалу человечество обустраивалось, искало смысла жизни, стремилось к богу. От той поры нам остались потрясающие храмы - от Египта до Ангкор Вата, от Суздаля до Иерусалима. Она принесла нам замечательное искусство прошлого. Затем, снова процитирую Валлерштейна, в XVI-XVIII веках в Европе прорывается системный яд, и возникает злокачественная форма эксплуатации - капитализм. Китай, Индия, Россия, арабский мир обладали иммунитетом против этого токсина, что можно поставить им в заслугу. В этих цивилизациях всегда были люди, гнавшиеся за прибылью. Но есть огромная разница между миром, в котором есть несколько "капиталистов", и миром, где доминирует капиталистический этос. В других цивилизациях и в докапиталистической Европе как только капиталистическая страта укреплялась и жирела, ее атаковали, отбирали собранный капитал и заставляли покориться воле коллектива. Так антитоксин сдерживал вирус, заключает Валлерштейн. Последующая история - выработка идей для борьбы с токсином капитализма. Левые и правые идеи содержали ценное ядро, но они не смогли победить капитализм. Наша задача - создать новую идею. Она должна основываться на синтезе предыдущих идей человечества. Как Агафья Тихоновна, я бы взял стремление к равенству и братству у коммунистов, уважение к региональной почвенной традиции у националистов, любовь к земле у крестьян и у "зеленых", свободу духа у анархистов, предприимчивость у иудео-американцев, соединил с христианским чувством единения церкви и бога, выражаемом в причастии. Аксиома о стремлении человека к максимальной прибыли так же бездоказательна, как аксиома о стремлении человека к добру или к богу. Человечество сбили с толку, и нам нужно его вернуть на торный путь. Это вполне посильная задача. Фрагмент интервью Исраэля ШАМИРА Алексею ЦВЕТКОВУ Источник: http://web.archive.org/web/20021212225512/leftisrael.narod.ru/3/blumen.htm

Ответов - 3

Неомарксист: Основная проблема старых и новых левых на мой взгляд заключается в атеистичности их мировоззрения, ограниченности рамками наличного материального мира и сведении всего бытия к социальному с абсолютизацией последнего. Борьба с «токсином капитализма» никак не может ограничиваться уничтожением частной собственности и эксплуатации, хотя разумеется это тоже необходимо для социальной и духовной эмансипации человека. Ведь этот самый токсин вырабатывается самими людьми в духовной сфере и в экономике лишь находит своё материальное воплощение в виде частной собственности и капиталистических производственных отношений. Как говорил Ланцелот в конце фильма «Убить Дракона»: «Ну поймите же, он здесь (показывает на голову); я сейчас заставлю каждого это понять и убить дракона… в себе! Вы понимаете?! В себе!» Я убеждён что без Бога, без Бога богов убить дракона в себе, нравственно переродиться и стать великим духовным существом, рождённым свыше и альтруистом, работающим не за страх, а за совесть, без чего немыслим никакой коммунизм, не получится.

Интертрадиционалист: Шамир ещё более откровенно высказался в том же интервью: АЦ: Прокомментируй парадокс: субъектом изменения, носителем миссии никогда не становится непосредственно угнетенный. При феодализме система держалась на угнетении крестьян, но не они, а буржуа совершили революции. Буржуазия же была тогда новым социальным явлением, относительно благополучным, но лишенным прав и уверенным в себе. Точно так же непосредственное угнетение промышленного рабочего класса при капитализме не сделало этот класс проводником в новую реальность, несмотря на все прогнозы Маркса. Не значит ли это, что историческим субъектом снова будут люди, положение которых похоже на положение буржуа двухвековой давности: относительное благополучие, но трагическая невозможность самореализации и критическое отношение к системе? Этот портрет идеально подходит постиндустриальным работникам высоких технологий, креаторам, программистам, новой технологической элите... ИШ: Еще важнее - творцы, художники, священники, поэты, крестьяне, чтобы мы пришли к "землю попашут, попишут стихи". Техническая интеллигенция слишком буржуазна. Рабочий класс в странах Запада численно очень мал. Настало время подумать о духе. О создании церкви, а не партии. Так что богочеловеческий НООСФЕРНЫЙ КОММУНИЗМ это отнюдь не "партия", но именно ЦЕРКОВЬ! И здесь, как мне кажется, Шамир в чём-то даже близок христианско-анархической идее Николая Бердяева о Вселенской Свободной Церкви.

Неомарксист: Да я согласен с тем, что путь к новому коммунистическому обществу лежит не в плоскости создания каких-то отчуждённых от народа абстракций вроде партий, которые как показала практика очень быстро превращаются из «авангарда рабочего класса» в новый класс собственников, приватизировавших уже всё государство целиком, а в плоскости создания церквей, сквотов, общин, коммун, временных автономных зон Хакима Бея, меняющих Систему изнутри и вовлекающих всё новых и новых людей в свою орбиту противостояния Миру товара и капитала. В общем то все эти стихийные движения единомышленников, организованные снизу в перспективе могут стать и основой для мощной революционной организации, особенно в условиях ослабления государства перед лицом ТНК и монархий миллиардеров.




полная версия страницы