Форум » Русский космизм Ивана Ефремова » *"ЧАС БЫКА": Проект Экранизации* » Ответить

*"ЧАС БЫКА": Проект Экранизации*

Интертрадиционалист: *СЦЕНАРИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «ЧАС БЫКА» ПО ОДНОИМЕННОМУ РОМАНУ ИВАНА ЕФРЕМОВА* Краткое описание сценария Главные действующие (ключевые) персонажи: Гриф Рифт - Учитель (сюжетная линия на Земле, связующее звено между двумя мирами и разнесенными во времени событиями) и Командир звездолета "Темное Пламя", инженер двигательных установок (линия Торманса); Фай Родис - возлюбленная Гриф Рифта (сюжетная линия на Земле) и Начальница экспедиции звездолета "Темное Пламя", историк (линия Торманса); Чойо Чагас - Председатель Совета Четырех, Владыка планеты Торманс. Общая концепция сценария: Действие (сюжет) фильма, равно как его литературного прообраза-оригинала, развиваются в отдаленном будущем, в двух одновременно параллельных и взаимопроникающих плоскостях (мирах) - на Земле (олицетворение справедливого ("светлого") и высокоразвитого, с социальной точки зрения, общества Будущего, базирующегося на принципе коллективизма и персональной ответственности за благополучие всех) и планете Торманс (олицетворение близкой к современной формы олигархического общества, базирующегося на принципе "личной" корысти-выгоды и социальном поведении в русле "каждый сам за себя и против всех"). При этом основой для питающей (развивающей) сюжет интриги является личная трагедия Гриф Рифта, который, потеряв на Тормансе любимую женщину (и друзей), в состоянии аффекта был готов применить разрушительное оружие против планеты (что противоречит его моральным принципам). После возвращения на Землю из-за угрызений совести навсегда отказался не только от любимой профессии, но даже от своего имени - и стал Учителем Истории, с одной стороны, продолжая дело своей возлюбленной, а с другой – с целью воспитывать подрастающее поколение, чтобы оно не повторило его ошибок. Трагедия Грифа Рифта переплетается с непримиримым, извечным противостоянием эгалитарной и элитарной форм организации общества. Содержание и ход развития сюжета: 1. Земля. Общество, достигшее высшей фазы развития (высшая общественная формация). Учитель (в прошлом - легендарный звездолетчик - Гриф Рифт) проводит урок Истории Нашего Времени - как Эры Разобщенного Мира - среди наших далеких потомков, живущих в Эру Встретившихся Рук, объединившихся народов (цивилизаций) и планет Вселенной. Свой урок (фактически - интеллектуально-практическое занятие) он проводит на примере эпизода из Будущей (вероятностной) Истории Человечества, в рамках которого современный земной Звездолет Прямого Луча, наделенный возможностью практически мгновенного перемещения в пространстве, посещает далекую планету Торманс, куда в конце эпохи отмирания элитарного общества бежали люди, не принявшие наступление нового мира и где создали свою олигархическую цивилизацию. При этом главный герой выступает в роли реального свидетеля и участника событий, который вдобавок пережил личную трагедию – потерю любимой, – чуть было не приведшую его к предательству собственных моральных принципов. Правда, в начале об этом никто из его учеников не знает. 2. Планета Торманс. Полностью застывшее в своем развитии общество – олигархический государственный капитализм (понятие, использованное Ефремовым) современного образца. Общество Торманса разбито на три касты: правящая верхушка (Совет Четырех, преданные им "лиловые" аристократы - аналог нынешних представителей т.н. «элиты»); "джи" - "долгоживущая" бюрократия, интеллектуалы и обслуга аристократов (аналог современного среднего класса "служащих" и предпринимателей-"бюргеров") и "кжи" - "короткоживущая" дешевая (по причине своей большой численности и низкого уровня интеллекта) рабочая молодежь (аналог - современные "безбашенные" наркоманы-тинейджеры, "чернокожая" шпана Гарлема и безыдейные "пацаны" и "телки" из глубинки). На Тормансе царит "Час Быка" - полная деградация цивилизации (по причине погубленной экологии) на фоне вызывающей роскоши "имущего" класса и жесткого профашистского режима (единоличной власти диктатора и абсолютного тоталитаризма в интересах правящей «элиты»). Земной звездолет совершает посадку на планете, и его экипаж изучает чуждую себе (и гуманизму) культуру Торманса, пытаясь на разных уровнях вступить в контакт с жителями Торманса. Возникает вначале идейный (на уровне противостояния мировоззрений и духовных ценностей), а затем и реальный конфликт между землянами и тормансианами. В роли основных действующих лиц в этом конфликте (поединке) выступают: Фай Родис - Начальница экспедиции земного звездолета "Темное Пламя" и Чойо Чагас – «Владыка» планеты Торманс. При этом Родис отстаивает идеи справедливого гуманистического общества Земли и пытается помочь тормансианам осознать свои заблуждения и исправить ошибки в организации хищнического ("элитарно-олигархического") общества. Чойо Чагас же воспринимает посланницу Земли только как женщину и, кроме того, вполне обосновано боится того, что земляне могут лишить его власти. Гриф Рифт, как может, опекает свою возлюбленную, плюс ревнует ее, конечно, не к Чойо Чагасу, а к жажде самопожертвования во имя великой цели воссоединения двух народов в единое целое. Кое-что ей удается с помощью инженера информации Хонтээло Толло Фраэля (Таэля). Одновременно с этим другие члены экипажа (Вир Норин, Чеди Даан, Гэн Атал и другие) пытаются найти общий язык с представителями "Кжи" и "Джи". Но происходит серия трагедий, в результате которых гибнут трое землян, Вир Норин встречает свою тормансианскую любовь и решает навсегда остаться на планете, став лидером Сопротивления. В довершении всего, трагически погибает сама Родис, при этом категорически запретив Рифту мстить за ее смерть Чойо Чагасу и народу Торманса. Тот в состоянии аффекта готов уничтожить силой оружия ставший ему в одночасье ненавистным мир, но не совершает этого. "Темное Пламя" в спешном порядке покидает Торманс и возвращается на Землю. 3. Снова Земля. Учитель заканчивает свою историю тем, что сообщает своим ученикам о происшедшей на Тормансе после отлета "Темного Пламени" антиолигархической революции, в результате которой оканчивается "Час Быка". После чего ученики предлагают снова поехать на плоскогорье Реват (место старта "Темного Пламени" с Земли), чтобы еще раз увидеть Фай Родис и ее товарищей "...совсем-совсем живыми!" Но учитель категорически отказывается (украдкой плачет), из чего один из его учеников случайно узнает (угадывает) в нем Гриф Рифта. Ключевая фраза, подводящая итог развитию сюжета: "Пусть и очень дорогой ценой, но все же уничтожен еще один остров инферно во вселенной, избавлены от ненужных мук миллиарды людей настоящего и будущего". После чего следует новостное сообщение о дружественном визите посланцев Земли на планету Тор-Ми-Осс (бывший Торманс). Финал. Заключение: Философская идея и цели проекта: В доступной и зрелищной форме обратить (заострить) внимание современников (прежде всего - молодежи) на наличие альтернативы современному (элитарно-олигархическому, явно тупиковому и антигуманному) пути развития общества, базируясь на философских идеях Ивана Ефремова. Возродить традиции отечественной (русской) научной социальной кинофантастики. Адекватно ответить на активно насаждаемый в умы российской молодежи современным западным («голливудским») кинематографом культ пессимистического антиутопизма и полного разочарования в будущем (в стиле "Терминатора", "Матрицы", "Звездных войн" и т.п.). Сценарная группа в составе: Герасимов Игорь Александрович – автор идеи, координатор группы Федоров Игорь Вячеславович Алмистов Александр Александрович Константинов Андрей Иванович Кириллов Владимир Васильевич Инициативная группа по экранизации романа «Час Быка» в составе: Игорь Герасимов, автор идеи, соавтор сценария, председатель инициативной группы, секретарь по информационно-аналитической работе Московского городского комитета Союза Коммунистической Молодежи РФ, Игорь Федоров, соавтор сценария, член Координационного Совета Российского Трансгуманистического движения (http://web.archive.org/web/20050408223528/http://www.transhumanism.ru/) Александр Алмистов (http://web.archive.org/web/20050408223528/http://almisto.chat.ru/), член Центра ноосферных знаний и культуры им. И.А. Ефремова, Уго Новотный, член Центрального Совета Гуманистического Интернационала, Андрей Константинов, администратор сайта "Нооген" (http://web.archive.org/web/20050408223528/http://noogen.narod.ru/) Владимир Кириллов (http://web.archive.org/web/20050408223528/http://www.ex-blackpoint.narod.ru/), журналист. Источник: http://web.archive.org/web/20050408223528/film.2084.ru/ Оригинальный текст сценария читай здесь: http://web.archive.org/web/20050213084645/film.2084.ru/chas_sc.htm Критическое мнение о проекте экранизации "Часа Быка": http://web.archive.org/web/20050213084532/film.2084.ru/av

Ответов - 60, стр: 1 2 3 All

Интертрадиционалист: А вот как описана финальная сцена в сценарии "Часа Быка". И, нужно заметить, очень даже впечатляет! Сцена № 74 INT – школа, учебный класс. День. Последние кадры предыдущей сцены показываются как изображение на экране в учебном классе. Ученики сидят неподвижно, находясь под впечатлением увиденного. Первыми очнулись Кими и Пуна. Пуна: Я постарела на тысячу лет! Какой страшный мир! И в нем живут наши земные люди. Я чувствую себя отравленной, и надолго. Может быть, мне нельзя смотреть инферно? Учитель (улыбаясь): Не постарела, а поумнела. Умнеть всегда нелегко... Пуна: Теперь я все понимаю, и даже казавшиеся ненужными охранительные системы. Это абсолютно необходимо! Чем сложнее структура общества, тем легче оно может обрушиться в инферно. Кими: О да, ты права! А у меня другое, очень странное впечатление. Земля стала в тысячу крат милее и прекраснее. Я понял, как уютен наш дом в бесконечности вселенной и чего стоило его создать. Я буду историком, как она. Учитель: "Она" – это Фай Родис, конечно? Кими: Да! А что случилось дальше на Тормансе? Срок ведь закончился – сто лет прошло! Пора отправлять звездолет... Айода: Неужели ничего не сделано?! И никто не обращался в Совет Звездоплавания? Учитель лукаво следит за разгорающейся тревогой молодых людей. Наконец, он поднимает руку, споры утихают, и все поворачиваются к нему. Учитель: В прошлом году по Великому Кольцу мы получили сообщение из двадцать шестой области восьмого рукава Галактики. Ученики (одновременно): Что было в сообщении? Учитель: Очень объемистая информация обо всем, что случилось за сто тридцать лет. А специально для вас я приготовил вот эти снимки... На экране появляется статическое изображение. Камера переключается на него. Описание 1-го снимка: На снимке изображена бывшая площадь Храма Времени. Вместо Храма широко раскрывается небу полулунное сооружение. Лестница ведет на громадную и крутую арку, окруженную на верхней площадке открытой галереей. Оба конца галереи, прикрытые прозрачными зонтами куполов, резко и высоко выдвигаются, нависая над площадью и окружающими постройками. Учитель: Это памятник Земле, от планеты, не называющейся более Ян-Ях, а созвучно земному прозвищу Торманс получившей имя Тор-Ми-Осс. На их языке оно означает то же самое, что Земля для нас. Это и планета, и ее почва, на которой человек трудится, выращивая пищу, сажая сады и строя дома для себя и своих детей, для уверенного пути человечества в безграничный мир светлого будущего. На экране появляется 2-й снимок. Описание 2-го снимка: На фоне показанного на предыдущем снимке сооружения – скульптурная группа из трех фигур, выполненная из черного камня. Фай Родис несут на руках два человека с лицами Таэля и Гзер Бу-Яма, высеченные из темно-желтой, почти коричневой горной породы. Оба мужчины положили руки на плечи друг другу. На них свободно, скрестив ноги, сидит Фай Родис, обернув лицо к Гзер Бу-Яму и обнимая за шею Таэля. Кими: Фай Родис! Учитель кивает головой. Его выражение лица свидетельствует о том, что он как бы сам заражается волнением своих учеников. Переключение на третий снимок. Описание 3-го снимка: На третьем снимке изображен еще один памятник – фигуры Вир Норина и Сю-Те. Вир Норин, увековеченный в темно-красном металле, лежит мертвый, раскинув руки и закрыв глаза. Сю-Те, выполненная из чистейшего белого камня, поднимает на ладонях оброненный Вир Норином браслет-коммуникатор. Ларк: Светлое небо! Значит, на Тормансе кончился Час Быка? Неужели это сделали мы, земляне? Учитель: Нет! Обитатели Торманса сделали это сами. Мы только помогли им подняться... Жертвы олигархического режима Торманса даже не подозревали, что они жертвы, находящиеся в незримой тюрьме замкнутой планеты. Они воображали себя свободными, пока с прибытием нашей экспедиции не увидели истинную свободу. (Камера берет лицо учителя крупным планом). Как суммируете вы итог экспедиции? Мужской голос: Пусть и очень дорогой ценой, но все же уничтожен еще один остров инферно во вселенной... Женский голос: Избавлены от ненужных мук миллиарды людей настоящего и будущего. Учитель: Нельзя дать лучшего ответа. Учитель кланяется своим детям. Пуна: Давайте еще раз съездим к памятнику! Мы увидим их теперь совсем-совсем живыми! Учитель заметно смущается, в глазах его появляются слезы, он опускает голову. Кими: Скажите, а как сложилась судьба тех, кто вернулся на Землю? Учитель (медленно, подбирая слова): Страшные испытания оставили в их душе незаживающую рану... Ларк пристально вглядывается в учителя и, сильно волнуясь, спрашивает: Ларк: А что с командиром звездолета, с Гриф Рифтом? Учитель: У него теперь совсем другая профессия... Ларк: А все-таки?.. Учитель: Он поддался чувству гнева и ненависти, когда не имел на это никакого права. И то, что он вовремя остановился, не имеет никакого значения... Камера показывает лицо Ларка крупным планом. Перед его мысленным взором появляется фрагмент эпизода: Гриф Рифт в пилотской кабине, готовый уничтожить Сады Цоам, протягивает руку к клавише... Далее – Гриф Рифт, обессиленный от пережитого, медленно покидает кабину. Камера показывает лицо учителя, потом Ларка, который всматривается в него... Следует пауза, после которой Ларк изумленно, еле слышно шепчет: "Так это были вы..." Другие ученики тоже с удивлением и интересом смотрят на учителя. Учитель (после паузы): Друзья мои, вам еще предстоит познать всю сложность нашей жизни. Помните, всегда помните, что самое трудное в ней – это сам человек, потому что он вышел из дикой природы не предназначенным к той жизни, какую он должен вести по силе своей мысли и благородству чувств. А разум – это прежде всего ответственность. Человек в ответе за все, что его окружает – от своего внутреннего мира до бескрайних просторов Вселенной. Не забывайте об этом никогда... Пауза. Общее молчание, охват камерой сосредоточенных лиц учеников, далее следует отдаление и общий план аудитории. Переключение на внешнюю обстановку около учебного корпуса. Камера отдаляется от школьного комплекса, "разгоняется" и "влетает" в центр города, застроенного высокотехнологическими футуристическими строениями. На огромном голографическом экране на площади показывается выпуск новостей. Клип показывается без переключения на него. Клип: Дисколет, снижающийся над планетой и производящий посадку вблизи города, очень отдаленно напоминающего прежний город «Средоточия Мудрости» на Тормансе, но только существенно перестроенный и застроенный аналогичными земным домами. Дисколет восторженно встречают миллионы людей. Бегущая электронная строка: "16.03.2648. Миссия дружбы на планету Тор-Ми-Осс. Прямой эфир" Звучит комментарий: "Сегодня, 16 марта 2648 года, звездолет "Нооген" совершил успешную посадку на планете Тор-Ми-Осс. Впервые после (начинается уменьшение звука и отдаление камеры) векового перерыва установлен контакт с нашими братьями по разуму и по крови, которые более шестисот лет..." (звук плавно гаснет по мере отдаления) По мере уменьшения громкости комментария усиливается громкость финальной мелодии (с преобладанием победных, загадочных и "зовущих вдаль" мотивов). Пример: Э. Артемьев – Альбом "Тепло Земли", композиция "Прощание". Камера медленно отдаляется. Последовательное плавное (не стробирование) отдаление камеры: уменьшение городов, уменьшение Земли (пока она не превращается в одну из точек в безбрежном океане космоса), дальнейшее плавное отдаление до уровня галактики, океана галактик, решетчатой сотовой структуры (Метагалактики), состоящей из мириад светящихся точек. Изображение медленно гаснет... ТИТРЫ.

Интертрадиционалист: А вот интересные размышления оппонента коммунистического оптимиста Игоря Герасимова. Меня удивило то, что они в чём-то очень даже схожи с размышлениями «шестидесятника» Евгения Белякова, создателя Форума «Мир Ивана Ефремова». Если Герасимов — это революционный «новый левый» гуманист, абсолютно уверенный в неизбежной победе коммунизма, то его оппонент — пессимист, считающий, что никакой идеальный коммунизм не удастся построить и потому экранизация «Часа Быка» должна стать «реквиемом по Мечте». Герасимов и его сотоварищи видели экранизацию «Часа Быка» как грандиозную космическую симфонию в духе классики советской и зарубежной кинофантастики, то для их оппонента Александра — это, прежде всего, глубокая философская драма, крах Мечты и трагические раздумья над исканиями Человека. <...> Основная идея постановки теперь несколько яснее. Это постановка о социальных утопиях, притом -- необязательно социалистических или коммунистических, а утопиях в общем смысле построения рукотворного рая на земле ("счастья на века"). Она предполагается сильно реквиемного, навсегда- прощального склада, в отличие от желчных памфлетов Оруэлла. В этом качестве она, похоже, уникальна. Дело в том, что советские авторы касались только издержек Великого Социального Эксперимента, а результат Эксперимента и концептуальная база Системы были неприкосновенны; затем же, когда Система ускоренно рухнула ( хотя что конкретно рухнуло -- еще очень большой вопрос), интересоваться концептуальными делами как бы вдруг разнадобилось. Даже авторы блистательного фильма "Оно" не коснулись почему-то темы из того же Салтыкова-Щедрина, как "мысль о сочетании идеи прямолинейности с идеей всеобщего осчастливления была возведена в довольно сложную и неизъятую идеологических ухищрений административную теорию", и не рискнули ввести в ткань фильма весьма сильные известные документальные кадры перекрытия Ангары, в чем преуспел, как известно, Угрюм-Бурчеев. *[Это писалось в 1998 г., и ни сном ни духом не ведалось, что заключительные кадры фильма с Угрюм-Бурчеевым в трактовке авторов фильма (на военном вездеходе и с телекамерами на вышках) навсегда погубят этот фильм для современного российского кинопроката, тем более для ТВ]. *** Тема затертого толпой бессильного бога традиционна в мировой фантастике от Матфея до Кира Булычева. "Пришельцы" Ефремова не рискуют активно вмешиваться в темные дела больного общества, не считая заведомо фантастических и весьма сомнительных средств, опирающихся на (о боги!) физиономистику; теряют половину экспедиции, имеют невозвращенцев, включая, возможно, руководителя экспедиции -- историка (Об этом разговор особый), и покидают планету при, в общем, неясном итоге. Хотя в романе типично по-ефремовски благостный эпилог, но эта благостность уже не вполне однозначно следует ни из колорита, ни из логики самого романа. В романе "Таис Афинская" нет и того оптимистического эпилога. *** Надо заметить, что и у Ефремова благополучное "коммунистическое" (если уж быть совершенно точным, то "посттехнологическое по форме и эллинистическое по содержанию") общество XL века, комфортное, но не имеющее ничего общего с раем, снабжено что-то странными "охранительными системами" типа загадочной службы "ПНОИ" с упрятанной в таинственных словах процедурой "решетчатой трансформации индивида". (Предполагаемая расшифровка аббревиатур: ПНОИ -- психологический надзор за отдельными (вариант -- обособившимися) индивидами, ДПА -- диссектор психической активности, ИКП расшифровано в тексте как " ингибитор короткой памяти"; СДФ -- это на латыни; "джи" и "кжи" -- это пародия на сов-аббревиатуры, как "бомж", "ЧСИР" и пр.) Так что и у него не так все просто. *** О ЧЕМ. Это постановка о социальных утопиях, и притом -- сильно реквиемного, навсегда-прощального склада, в отличие от желчных памфлетов Оруэлла. В этом качестве она, похоже, уникальна: повод, момент и автор первоисточника уникальны; "Туманность Андромеды" писалась именно как классическая утопия, становящаяся былью. Попутно, это вещь о роли Эроса в истории, точнее, о параллели между мифом о земном рае и мифом о Цирцее. Каждый добившийся физического обладания ею незамедлительно был превращаем ею в свинью. Тот факт, что руководительница "инопланетной" экспедиции нарочито воспроизводит роль Цирцеи, видимо, несет не только сюжетную, но, в основном, идеологическую нагрузку. Хотя и своя занимательность в этом, конечно, тоже есть, совершенно в духе позднего Ефремова, у которого всюду делами вселенского масштаба заправляет шальная девчонка с зелеными глазами (ведьма). "Таис Афинская", стр.310: Не в женщинах, а в божественно-безумном стремлении ко всему недостижимо далекому твое сердце. Ничего нет в мире неуловиимее женской красоты. И ты уклоняешься от этой безнадежной борьбы, вести которую обречены лишь поэты да художники. Красота ускользает, как черта горизонта. Ты выбрал горизонт и уйдешь туда. *** Вычленим отсюда идею рукотворного рая на земле, взятую в чистом виде. Согласно позднему И.А.Ефремову, она неосуществима, ибо, как всякая крайность, при осуществлении со временем неизбежно обращается в собственную противоположность. Сколько горечи в этом признании великого мечтателя ! Нетрудно также заметить параллель между библейской притчей об изгнании первочеловека из рая и нашей историей разрушения "рая" в 80-90-х гг. В основе и того, и другого лежало искушение: прекрасное в случае Адама и Евы ( исследователь матриархата Е.Вардиман уподобляет деяние Евы похищению огня Прометеем) и трагикомичное в нашей истории. *** ЧТО БУДЕТ ТРУДНО. Казалось бы, парадоксальная задача: антикоммунистический фильм по произведению писателя-коммуниста. Но не так все просто. В "Часе Быка" ком-риторика -- не главное на фоне _п_р_о_к_л_я_т_ы_х_ _в_о_п_р_о_с_о_в_ _б_ы_т_и_я_ нашего биологического вида Homo Technopitek (Чтобы убедиться в этом, Вам достаточно всего лишь глянуть в " Знании-Силе" 1992 N3 лекцию А.Меня об оккультизме и переселении душ и увидеть в ней множество сходных с ефремовскими мотивов); ком-риторика -- это как бы дань цензуре и прошлой ура-коммунистической репутации "Туманности Андромеды" и кашпировщине "Лезвия Бритвы". В "Таис Афинской" -- вообще исторический сюжет (в то время как антибрежневские выпады там подчас весьма прозрачные) и замыкающий на очень грустной ноте коммунистическую утопическую тему эпилог. У раннего Ефремова ("Лезвие Бритвы") имеется крайне верноподданнический дифирамб официальному коммунизму, -- идеалу среднего человека. Поздний Ефремов как бы полемизирует сам с собой, уже видя готовность именно среднего человека крутануть искусительную рулетку удачи. Восрепятствовать этому способна только многая мудрость во многой печали. *** САМОЕ БОЛЬНОЕ МЕСТО В ТЕКСТЕ (стр. 119) "Россия пошла великим путем по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом и лжесоциализмом (...) русские решили, что лучше быть беднее, (...), но искоренить само понятие капиталистического успеха" Как ясно из контекста, этот отрывок как бы кладет "ложку меда" в общую бочку дегтя. Не рискнул бы предлагать что-либо добавлять к исходному тексту, поэтому нижеследующая отсебятина дается для справки. Она "стилизована под Ефремова": это несложно, поскольку несложно стилизовать под ужасный стиль научного отчета. "Россия стала своеобразным социологическим полигоном мировой цивилизации, в полной мере испив чашу расплаты за вечное человеческое стремление искать простые ответы на сложные вопросы. Русские дорогой ценой показали бесперспективность пути насилия для освобождения человечества от его зол, когда, пускаясь во все тяжкие, любой ценой искореняли, как им казалось, материальное неравенство, разбазаривая на этом скользком пути общественное достояние и получая тяжелейшие рецидивы рабовладения, крепостного права и политического средневековья. В этот самый период стала ясна на горьком русском опыте острая необходимость устранить или хотя бы ослабить и поставить под общественный контроль положительные обратные связи и неустойчивости в общественной жизни. Именно они, а не столько экономические отношения, позволяли в истории человечества одним людям незаслуженно возвышаться над другими и забирать себе большую часть общественного богатства, не давая ничего взамен. Эти же причины вызывали внезапную разрушительную реакцию угнетенного большинства, ведшую к еще большему ухудшению жизни. Впоследствии меновые отношения между людьми сами собой перестали быть больным местом человечества, как в свое время исчезли в могиле времени рабство и крепостное право. " *** Сама начальница экспедиции, как это ни странно покажется на первый взгляд. Она очень умудренный и убежденный в правоте вложенной в нее идеи человек; и при всем том -- невозвращенка по принципиальным соображениям. Как очень многие из нынешних нас. Здесь видится некоторая параллель, быть может спорная, с политическим кредо и политической судьбой М.С.Горбачева. По версии романа Фай погибает "по-чапаевски", прикрывая отход товарищей. Эта версия традиционна для отечественного кинематографа, полна смысла и, попросту, именно наиболее подходяща для "народной" экранизации ("Улетайте, не мстите за меня"), но не единственна. Истинной причиной может быть потрясение, вызванное впечатлениями мира мрака, и ведущее ее к неприкаянности. Не случайно вдоль текста идет назойливое повторение: "зачем, для чего эта жизнь?". Наши наблюдения времен "перестройки" были ведь источником массы разочарований в Системе, казавшейся до того правильной? Просто увидели, вдумались и запрезирали. Это то гениальное "М-м-м..." из "Утомленных солнцем" Никиты Михалкова. Но и не получили "даже тени взамен", ибо то, что пришло взамен, оказалось намного гаже. "Вдоль дороги все не так, а в конце -- подавно" , пел Высоцкий. Поэтому мотив _н_е_в_о_з_в_р_а_щ_е_н_и_я_ здесь срастается с мотивом _н_е_п_р_и_к_а_я_н_н_о_с_т_и_ . Рискнем дать кое-какую рискованную вольную трактовку между строк И.А. Ефремова. Историку по возвращении на Землю предстояло бы, по-видимому, обнародовать отчет об экспедиции. И что она скажет Совету Звездоплавания? Она, будучи человеком несколько более искушенным (в отличие от других бесшабашных пришельцев), не столько поняла (теоретически она это знала и раньше, как и все они), сколько "кожей" ощутила, что не одно лишь плохо устроенное, а любое человеческое общество находится на грани пропасти. Грань пропасти как раз тем круче, чем выше развитие. (см. эпилог романа "Час Быка"). Заботливое и комфортное земное общество XL века, чудом миновавшее многочисленные пороги самоуничтожения: ракетно-ядерный, экологический, генетический и разнообразные другие, -- на самом деле испуганно вздрагивает при всяких признаках проявления чьей-то неординарности. В этом земном дурдоме нет решеток, но есть своеобразные подушки на стенах (такие бывают в дурдомах), не позволяющие обитателям размозжить голову при определенных обстоятельствах. Учтем также, что удаленный земной мир романа "Час Быка", по большому счету -- сообщество хладнокровных сознательных самоубийц: "наигравшись" жизнью, они ускоряют свой конец в духе кеосского обычая. (Для справки. Очень интересны построения в "Сезоне туманов" Гуляковского, где воплощенный цивилизацией "рэнитов" реальный коммунизм довольно прозрачным образом ассоцииируется с биотехнологической мертвецкой -- но это уже совсем-совсем другой разговор.) Идея дурдома встречается у Роберта Шекли ("Тоже-цивилизация") и у Юлиуша Махульского ("Секс-миссия мира, или Новые амазонки"). Здесь эта идея абсолютной обреченности человечества столь мрачна, что она перенесена Ефремовым в эпилог. Еще одна связанная с этим тайна предстает во всей наготе, но уже не перед Фай, а перед следующим ефремовским персонажем -- Таис (следующей "реинкарнацией" ефремовского собирательного образа "фосфорической женщины"). Таис узнает от жреца культа стоиков, что религия нужна вовсе не взамен знания и не для манипулирования человеческими толпами, а совсем для другого: она лучше других надстроек в состоянии создать подлинную иллюзию смысла существования цивилизации, в то время как жизнь в рамках лишь одних земных человеческих ценностей неполноценна в любом обществе, ибо таковы уж свойства человеческого подсознания, что на месте искорененной религии самим человеком порождается некий ее уродливый суррогат, и это постепенно ведет к рано или поздно наступающему безвременью. Это "(...) форма нашего подсознательного и верного ощущения, что мир, жизнь, бытие построены на тайне. Когда тайна исчезает, мир и жизнь становятся пошлыми и плоскими, и лживыми, потому что тайна есть. (А.Мень; см. "Знание-Сила", 1992, N.3, стр.59 ) Несчастная Фай вдруг понимает (никому не говоря ни слова! или только обронив невзначай фразу, типа "Никто из нас не вернется..."), что "привезет с собой" призраки ("отрицательную мудрость") мира мрака на Землю (Здесь некая параллель с первым, недурацким, фильмом из серии "Чужих") и будет преследуема этими "призраками" повсюду. Это-то неожиданное для нее ощущение обреченности ( по-новому осмысленное теоретическое знание историка), распространенное уже и на высокоразвитое общество Земли XL века, в числе других причин, могло породить несвоевременное состояние задумчивости и ослабить обычную бдительность Фай Родис в критический момент (а вовсе не тонизирующая "увлеченность совещанием", как по тексту). Кстати, взгляд этих гипотетических "гостей из будущего" на нас чем-то подобен нашему взгляду на так называемых варваров, и здесь просматривается прямая параллель с "Подземельем ведьм" Кира Булычева: "варварам" ведь весьма многому есть чему поучить представителей нашей цивилизации. Например, красться не хрустя листвой. Жаль, что в кино вышел глуповатый боевичок по философскому первоисточнику.

Интертрадиционалист: Как мне кажется, экранизация «Часа Быка» должна быть в равном степени и соборно-оптимистической, и, в то же время, трагической. Прежде всего нужно показать ЦЕНУ грядущей гармонии человеческого социума. Причём показать её не с точки зрения «классовой борьбы» (а в версии Герасимова она упоминается), но как тяжкий, усеянный костьми неисчислимых миллионов жертв, путь духовного восхождения. И не к "высотам развитого коммунизма", но, прежде всего, к Всевышнему. Представь себе, что в светлую космическую симфонию «Через тернии к звёздам» вдруг вторгается кровавый ужас «Иди и смотри», горький юмор «Зеркала для героя», рязановских «Небес обетованных» и философичность Тарковского и Кубрика. Оппонент Герасимова, что интересно, видел экранизацию «Часа Быка» как продолжение «Небес обетованных» Эльдара Рязанова. Только там инопланетяне (гости из будущего), всё-таки, прилетают на свалку и там сполна вкушают горечь познания. Герасимов, понятное дело, не согласился с такой версией, ибо он считает Рязанова не вполне подходящим режиссёром - чересчур «приземлённым» и, почему-то, прислужником "сильных мира сего". И, конечно, в чём-то он прав. Но не менее прав и его оппонент (который не без причуд, нужно заметить), разглядевший в Ефремове САМОЕ ГЛАВНОЕ.


Неомарксист: Кстати в начале одной из серий советского фантастического сериала «Этот фантастический мир» обыгрывается небольшой эпизод из «Часа Быка» - разговор между Фай Родис и Чойо Чагас перед посадкой «Тёмного пламени» на Торманс. Мне думается что достойной экранизации «Часа быка» в наше время тотального потреблятства и полной победы гламура над здравым смыслом мы точно не увидим. Для этого нет ни режиссёров, способных прочувствовать и понять ту атмосферу Земли коммунистического будущего, преодолевшего все ужасы мира инферно прошлого, ни востребованности идей преобразования общества на ноосферно-коммунистических принципах современным обывателем. Получится какая-нибудь порнография вроде «Параграфа 78» или «Обитаемый остров». То есть мир Торманса я думаю будет отражён в фильме как нельзя лучше, ибо тут особо выдумывать ничего не придётся, ведь это наши современные реалии во многом. А вот прекрасных людей будущего с Земли кто будет играть? Ребята из гламурной тусовки современного кинематографа? Ведь не забывай какой неудачной получилась экранизация «Туманности Андромеды» в своё время несмотря на то что и время было другое и актёры в принципе были подобраны неплохо. Ну не могут современные люди сыграть тех духовно и физически прекрасных людей мира Ефремова, донести говоря языком актёров эту сверхзадачу до зрителя. Мне кажется ничего путного из этой затеи не получится, а скорее всего будет какая-нибудь мрачная антиутопия, ничего кроме уныния и безнадёги не вызывающей у зрителя и только. Ничего другого наш современный кинематограф породить в настоящее время не сможет. Увы.

Интертрадиционалист: Неомарксист пишет: Кстати в начале одной из серий советского фантастического сериала «Этот фантастический мир» обыгрывается небольшой эпизод из «Часа Быка» - разговор между Фай Родис и Чойо Чагас перед посадкой «Тёмного пламени» на Торманс. Да, это весьма известная постановка, которая, кстати, вошла в известный документальный фильм «Откровение Ивана Ефремова». Несколько наивная, но, тем не менее, сохранившая очарование светлой гуманистической фантастики. К тому же актёрский состав был весьма отличен от нынешних типажей. А экранизация «Часа Быка» - это, всё-таки, проект. И, скорее всего, неосуществимый. К тому же экранизировать его ТАК, как хотят уважаемые "товарищи прогрессоры", вряд ли удастся. Для этого нужно что-то круто изменить в психологии социума. Должен произойти какой-то нравственный переворот. Максимум, что можно получить сейчас — это нечто схожее с «Обитаемым Островом» Бондарчука (который, несмотря на все огрехи, кое-что, всё-таки, сумел передать). Адекватно снять «Час Быка» смогли бы, на мой взгляд, режиссёры перестроечной поры. Тот же Алексей Герман, например. Да, это был бы не совсем ноосферно-коммунистический фильм, но это была бы кинокартина, которая действительно что-то сумела бы круто изменить в сознании. А во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов были и такие киношедевры - «Асса», «Игла», «Покаяние», «Трудно быть богом», «Подземелье ведьм». Да, в вероятном «Часе Быка» не было бы «развитого коммунизма», но там была бы ВЕРА и ДИАЛОГ С ТВОРЦОМ.

Неомарксист: Интертрадиционалист пишет: Да, в вероятном «Часе Быка» не было бы «развитого коммунизма», но там была бы ВЕРА и ДИАЛОГ С ТВОРЦОМ.Мне кажется, что лучше Тарковского с такой сверхзадачей никто бы не справился. Достаточно вспомнить такие его гениальные вещи как «Сталкер» и «Солярис», которые и фантастикой то назвать трудно, скорее это нравственно-философские притчи, всю глубину психологических бездн которых я до сих пор не могу осознать. Здесь на самом деле надо определиться, чего мы хотим в итоге: сделать антиутопию-предостережение или показать всю красоту и величие прогрессоров с Земли будущего как призыв к духовному пробуждению человечества. Если первое, то нет проблем. Лучше всего пригласить мастера мрачных антиутопий Лопушанского, чтобы снять нечто вроде «Письма мёртвого человека» или «Посетитель музея». Только вряд ли это произведёт какой-то эффект на современного зрителя, привыкшего ко всяким ужасам и фильмам-катастрофам. Мне же представляется более важным и насущным показать всю красоту и гармонию коммунистической Земли и её жителей на фоне беспросветного мрака Торманса, чтобы люди поняли, что можно и нужно жить по-другому. Давать духовное начало зрителю, помогать ему развиваться как личности, а не тыкать носом в то дерьмо, в котором он и так живёт - вот какая сверхзадача должна стоять перед создателями фильма «Час Быка». Ведь именно духовное пробуждение человечества это самое насущное требование времени, и это поважнее социальных и экологических проблем!

stalingrad: Экранизировать "Час Быка" может Куба. Ведь там,в отличии от оккупированного сша и нато СССР не предали идеалы социализма и коммунизма и несмотря на жуткую блокаду со стороны сша развивают свою науку,медицину ,промышленность .Образ Фай Родис И.А Ефремов срисовал с Вилмы Эспин-жены Рауля Кастро и верной соратнице Фиделя Кастро.

Неомарксист: stalingrad пишет: Образ Фай Родис И.А Ефремов срисовал с Вилмы Эспин-жены Рауля КастроИнтересная гипотеза. По-моему прототипом всех главных женских персонажей в произведениях Ефремова (Веда Конг, Фай Родис, Таис) была его жена Таисия Ефремова.

stalingrad: Русская девушка в романе "час быка"-это юная социолог-лингвист-разведчица Чеди Даан ,у нее синие глаза, а у Фай Родис зеленые глаза ,как у испанок и кубинок и черты Фай испанские.Кроме Вилмы Эспин Ефремов воплотил в образе Фай Родис черты Долорес Ибаррури(Пассионарии)-1 секретаря ИКП.

Интертрадиционалист: Приветствую героических сталинградцев! Конечно, если бы Куба отважилась на экранизацию «Часа Быка», то это было бы, несомненно, событие. Однако что из себя сейчас представляет кубинский кинематограф? Существует ли он? Помнится, во времена моей советской юности по ЦТВ демонстрировались кубинские фильмы. Один из них, если не ошибаюсь, был посвящён партизанам Фиделя. Экранизация «Часа Быка» - весьма и весьма непроста. Однако как воспринимается этот многосложный роман Ефремова на Кубе? Знают ли сейчас о творчестве Ефремова на Кубе?

stalingrad: Ведь в романе "Час Быка" Ефремов предрег сша и нато полный крах и поражение.Два звездолета описанные автором улетели с территорий сша и китая и после их улета состоялось финальное сражение Советско-Кубинских армии с сша и нато где наши одержали окончательную победу на капитализмом и империализмом запада и востока.

Интертрадиционалист: stalingrad пишет: состоялось финальное сражение Советско-Кубинских армии с сша и нато Если не секрет, как Вы пришли к такой преинтересной версии? Да, неожиданный "хай-тек-синтез" США и Китая, в принципе, вполне возможен. И вероятный "китайский американизм" вполне может стать праосновой гипотетического Торманса. Русско-Евразийский Советский Союз + Советская Индия + Советская Латинская Америка = весьма небезынтересный и, в принципе, не такой уж и фантастический тактический союз!

stalingrad: На Кубе знают и любят творчество Ефремова.Несмотря на блокаду со стороны США на Кубе развивается кинематограф.Команданте Фидель и Рауль тоже любят творчество Ефремова,по их словам оно подымает боевой дух настоящих коммунистов и честных людей и оно несет положительный заряд.По поводу экранизации "Часа Быка" можно сязаться через Кубинское посольство по тел (495) 933-7950 с культурным атташе.По мнению кубинцев роман "Час Быка" отражает противостояние коммунизма и империализма и рекомендует коммунистам не расслабляться и быть в боевой готовности.На Кубе приветствуют установки Фиделя- "Труд,Учеба и винтовка".

stalingrad: Ефремов написал несколько вариантов "Часа Быка" .Очень интересен такой вариант,где Фай Родис так заболтала Чойо Чагаса,что он ошибся,включив звуковой код охранной системы и при попытке открыть дверь хранилища был прожжен лазером и жаренным куском свалился к ногам Родис.

Интертрадиционалист: stalingrad пишет: Ефремов написал несколько вариантов "Часа Быка" Уважаемый stalingrad, это точные сведения или же, всё-таки, Ваши личные предположения? Будьте добры, укажите источник. Знакомы ли Вы с деятельностью «ефремовских» сообществ «Красная Застава», «Нооген» и «Мир Ивана Ефремова»? Всё же кое-какие Ваши мысли о творчестве и биографии Ефремова весьма и весьма неожиданны. Впрочем, каждый из нас «по-своему» понимает Ефремова.

stalingrad: эти севедения промелькнули на сайте "Мир Ивана Ефремова" .Ефремов выбрал для печати самый тяжелый вариант "Часа Быка" которые мы знаем."Час Быка" не понравился многим военначальникам СССР(Гречко,Устинов).Ведь в нем плохо изображалась Советская армия и флот(на примере капитана "Темного пламени"-Гриф Рифта,который проявляет нерешительность и допускает гибель десантой группы(боцман-Гэн Атал, штатские специалисты-Тор Лик и Тивиса Хенако) от рук бандитов,нанятых олигархами.И только молодой мичман-Вир Норин спасает положение,возглавляет антиолигархическое сопротивление и мстит олигархам за смерть однополчан и Фай Родис.

BoliD: stalingrad пишет: Одновременно с этим другие члены экипажа (Вир Норин, Чеди Даан, Гэн Атал и другие) пытаются найти общий язык с представителями "Кжи" и "Джи". Мне запомнилось два эпизода- первый как они проходили "тестирование" в погрявшим во грехах обществе и оказалось...что "высшие" и "разумные" достойны того, чтобы управлять в "отсталом обществе" грузовиками и еще один момент, когда Фай Родис танцевала обнаженной, показывая свою высокую культуру. Мне показалось первое и второе довольно связанным... stalingrad пишет: Общество Торманса разбито на три касты: правящая верхушка (Совет Четырех, преданные им "лиловые" аристократы - аналог нынешних представителей т.н. «элиты»); "джи" - "долгоживущая" бюрократия, интеллектуалы и обслуга аристократов (аналог современного среднего класса "служащих" и предпринимателей-"бюргеров") и "кжи" - "короткоживущая" дешевая (по причине своей большой численности и низкого уровня интеллекта) рабочая молодежь (аналог - современные "безбашенные" наркоманы-тинейджеры, "чернокожая" шпана Гарлема и безыдейные "пацаны" и "телки" из глубинки). Это просто называется - жить "без касты вашью" или герои книги что-то "недопоняли"... Неомарксист пишет: Получится какая-нибудь порнография вроде «Параграфа 78» или «Обитаемый остров». То есть мир Торманса я думаю будет отражён в фильме как нельзя лучше, ибо тут особо выдумывать ничего не придётся, ведь это наши современные реалии во многом. А вот прекрасных людей будущего с Земли кто будет играть? Порнография получится в любом случае, так как нет "внешнего врага", как это было в "звездном десанте". Когда этот ВРАГ появится, тогда и выдумывать ничего не придется в формировании версии "оптимального будущего". Тогда и "дороги усеянные костьми героев за СВОБОДУ и НЕЗАВИСИМОСТЬ станут не такими страшными, когда за первыми пойдут вторые, а за вторыми - третьи. Ничего нового - класс эксплуататоров (жреческое сословие и политическая разведка); "джи" - эксплуатируемые эксплуататорами и "лижущие им жопу". "кжи" - просто "рабочий скот". И "отверженные" - отморозки, которые не вписываются в эту парадигму. Исключение "торгового сословия" и "застойные явления" сделали эту планету явно деградирующей...

stalingrad: Капиталисты и торгаши на Торомансе состоят в сословиях:1) змееносцы 2) джи.На Тороманс попадают битые янки,натовцы,китайцы вышвырнутые силами АЛБА(Куба,Венесуэла,Боливия,Эквадор,Карибы) ,Ирана,КНДР ,Новой Сербии ,Новым возрожденным СССР.

stalingrad: Скорее всего Ефремов верил,несмотря ни на что в победу России над мировым капитализмом

stalingrad: Оказавшись на Торомансе американцы,натовцы и китайцы начинают драться друг с другом и бездумно,ради прибыли в собственный карман уничитожают природу,полезные ископаемые и минеральные ресурсы планеты и из-за этого не могут строить звездолеты и летать в космос.Пролетариев держат за рабов и из них делают препараты,продляющие жизнь олигархам.Неподкупная ,прогрессивно мыслящая интеллигенция малочислена (Серые ангелы) и дрожит в сартирах.



полная версия страницы