Форум » Русский космизм Ивана Ефремова » *ИВАН ЕФРЕМОВ: СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО* » Ответить

*ИВАН ЕФРЕМОВ: СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО*

Интертрадиционалист: Михелис А. А. *ИВАН ЕФРЕМОВ: СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО* (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ) У статті кандидата геолого-мінералогічних наук А.А.Міхеліс звертається до універсальної особистості і творчості відомого вченого-палеонтолога, письменника-фантаста І.А.Єфремова. На прикладі його твору „Час Бика” здійснено спробу розкрити специфіку його соціально-філософської фантастики і створеної ним моделі майбутнього суспільного устрою. Иван Антонович Ефремов (1907-1972) – геолог, палеонтолог, писатель-фантаст, философ, главные интересы которого были сосредоточены в сфере научной фантастики и философии будущего. В области палеонтологии – науки, стоящей на стыке биологии и геологии, Ефремов защитил докторскую диссертацию. Он достиг в этой науке не только выдающихся успехов, изучив многочисленные месторождения ископаемых позвоночных в разных концах земного шара. Он основал также новое направление в геологии – тафономию, вскрывающую взаимосвязи фауны и среды ее обитания и захоронения. Крупный общественный деятель и талантливый писатель, Иван Антонович широко известен как автор приключенческих, художественно-документальных и исторических повестей, новелл и романов. Но наиболее ярко Ефремов проявил себя в научной фантастике. С его именем связано обогащение духовного мира СССР, поскольку его фантастика является одновременно социально–философской. Среди произведений этой направленности особенно выделяется роман «Час Быка» (1969). В нем показаны сложность мира и материи, которую мы только начинаем постигать и которая потребует исполинской работы для существенных шагов в познании; связь развития, роста сознания и ответственности с общинным будущим человечества; разоблачение хищническо - потребительской психологии современной цивилизации, в первую очередь, при разграблении природных ресурсов планеты. В 1968 г. И.А.Ефремов писал: «Чтобы построить модель подобного государства, я продолжил в будущее те тенденции гангстерского фашиствующего монополизма, какие зарождаются сейчас в Америке и некоторых других странах, пытающихся сохранить «свободу» частного предпринимательства на густой националистической основе». И действительно Иван Антонович фантастичен в описании техники завоевания Космоса, но в социологическом плане он дает точный научный прогноз будущего общественного устройства. В концепции романа человечество рассматривается как суперсистема, где каждый человек по горизонтали – на своем иерархическом уровне – взаимодействует с другими людьми (обществом), а по вертикали – с высшими иерархическими структурами. Носителем энергоинформационного обмена является мысль, а сам обмен представляет собой процесс управления. Из анализа истории Земли видно, что носитель энергоинформационного процесса все более утончается: если в царстве минералов обмен идет на молекулярном уровне, в царстве растений – на химическом уровне, в царстве животных – на психическом уровне, то для царства человека свойствен уже ментальный уровень. Отсюда: эволюция человека есть беспредельно нарастающая способность к творчеству, становящаяся его потребностью в результате воспитания. Смысл и цель человеческой жизни – творческая деятельность. Творчество каждого человека уникально. «С каждым человеком рождается и умирает Вселенная («Не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе»)». В романе «Час Быка» (как и в «Туманности Андромеды») описывается общество, живущее по концепции «Богодержавия», в Эпоху Эры Великого Кольца Миров (ВК) – единой информационной системы, охватывающей все населенные миры Космоса, находящиеся на разных уровнях развития. Позывные ВК: «Привет вам, Братья, вступившие в нашу семью. Разделенные пространством и временем, мы соединились разумом в Кольце Великой Силы». Коллективный, накопленный человечеством фонд познания расширяется до Космического Разума, плоды деятельности которого доступны всем звеньям «Кольца». Свобода информации предусматривается как закон ВК, который позволяет сурово вмешиваться в режимы, препятствующие всестороннему познанию и развитию. «Человек погружен в неощутимый океан мысли, накопленной информации, который великий ученый …Вернадский назвал ноосферой. В ноосфере все мечты, догадки, вдохновенные идеалы тех, кто давно исчез с лица Земли, разработанные наукой способы познания, творческое воображение художников, писателей, поэтов всех народов и веков». Сюжет романа – посылка звездолета с Земли на больную планету Торманс и оказание ей информационной помощи. Ощущение единства со всем сущим в Космосе у будущих землян намного превосходит наше современное. Они переживают страдания жителей других планет как свои собственные, и отдать жизнь ради них – дело естественное. Ефремов показал научно обоснованно два пути развития человечества: путь планеты Торманс и путь Земли. Первый путь – инфернальный. Но по нему прошла и Земля. Инферно в обществе проявилось как тенденция «всякой несовершенной системы самоизолироваться, ограждая свою структуру от контакта с другими системами, чтобы сохранить себя. Естественно, что стремиться сохранить несовершенное могли только привилегированные классы данной системы». Об Эре Разобщенного мира сказано так: «Земная история, которую писали и учили далекие предки, была направлена на сокрытие истины». «История была не наукой, а лишь инструментом политики и угнетения, нагромождением лжи». «Самым ужасным казалось отсутствие ясной цели и жажды познания мира у очень многих людей»» Вот как рисует И.Ефремов экологический беспредел на Земле в эпоху самого критического и грозного периода развития земного человечества: огромные участки суши, изрытые горными работами, загроможденные отвалами шахт или заболоченные тщетными попытками удержать пресную воду в нарушенном балансе водообмена материков… Ничтожные кустарники на месте величественных, как храмы, рощ кедров, секвой, араукарий, эвкалиптов, гигантов из густейших тропических лесов… Неэкономное сожжение миллиардов тонн угля, нефти и газа, накопленных за миллиарды лет существования Земли, бездна уничтоженного дерева… Античеловечность и безисходный позор падения цивилизации, его масштабы так подавляли психику… Промелькнули гигантские города, брошенные из-за нехватки воды… Огромные гидроэлектростанции, занесенные илом, плотины, разломанные смещениями земной коры. Гниющие заливы и бухты морей, биологический режим которых был нарушен, а воды отравлены накоплением тяжелой воды при убыстренном испарении искусственных мелких бассейнов на перегороженных реках. «Ограбленная, истерзанная планета» - в результате «экоцида», в результате извращения сознания. И люди «озлобленные, ни во что не верящие». Как один из способов удержания системы, олигархи Земли ставили задачу искалечить психику «рабов», сделать их биороботами. Кроме того, применялось дозирование знаний, особенно духовных, целенаправленная ложь во имя сословного расслоения общества. Философы и историки того времени предупреждали человечество не допускать мирового владычества олигархии – фашизма. «Только создание условий для перевеса не инстинктивных, а самосовершенствующихся особей могло помочь сделать великий шаг к подъему общественного сознания». Вслед за Эрой Разобщенного Мира наступила Эра Мирового Воссоединения, затем Эра Общественного Труда и Эра Встретившихся Рук (ЭВР). Так у Ефремова. Чем не символ ноосферы Вернадского эта ЭВР? Для Ефремова, ученого – палеонтолога, чувствующего нутром эволюционные процессы, было ясно, что единственное оружие в борьбе с инферно (безисходностью) есть рост сознания, «неустанный труд творчества и познания». Ефремов призывает понять не умом, но сердцем мудрость охранительных систем общества, когда «окончательно выяснилось важнейшее психологическое обстоятельство…- отсутствие выбора». «Выбор: вниз – в рабство или вверх – в неустанный труд творчества и познания». И помочь можно только знанием. «Только знающие могут выбирать свои пути». «Преступно лишать людей знаний, правды; омерзительная ложь привела человечество к полной деградации». Так говорят герои Ефремова. «Будущее может принадлежать или всем, или никому». «Только знающие люди могут выбирать свои пути. Только они могут построить охранительные системы общества, позволяющие избежать деспотизма и обмана». Второй путь развития – управление обществом осуществляется соборным интелектом в соответствии с законами эволюции. По роману, Земля живет в ноосфере, могучей и чистой. Главная героиня романа Фай Родис, представительница землян, рисует для обитателей инфернальной планеты Торманс аллегорическую картину восхождения людей из инферно с помощью Меры. Потому что Мера – это критерий Правды. «Иерархическая пирамида власти на Тормансе представлялась…. как ступенчатое нагромождение резко расширяющихся книзу слоев. Оно опиралось на широкое основание… необразованных, малоспособных, удостоенных «счастья умереть» людей. «Но ведь пирамида – самая устойчивая из всех построек! Устранение верхушки ничего не решает: на месте убранных сейчас же возникнет новая вершина из нижележащего слоя. У пирамиды надо развалить основание, а для этого необходимо дать нужную информацию именно» нижнему слою людей. В извращенном сознании Тормаса, в котором человек заменен машиной, превалирует линейно-логическое мышление и эмоционально низкий, темный уровень чувств, ложь как главное бедствие, разъедающее человечность, честные устремления и светлые мечты. В таком обществе постоянно создается почва для узурпации власти, тирании или фанатического и маниакального «руководства». Утрата меры опасна и для врачей и для ученых (опасно и перейти грань, и не дойти до грани), но особенно опасно безмерное употребление власти. Оно сокрушает охранительные устои общества – закон и мораль. «Еще тысячелетия назад эллины говорили: «метрон - аристон», то есть самое высшее – это мера. И мы продолжаем говорить, что основа культуры – это понимание меры во всем», - говорит один из героев романа. Отсюда строгость, серьезность искусства и науки, основанных на понятиях целостности и выделения главного. Особая роль отведена искусству и красоте. Последняя понимается как высшая форма целесообразности, без нее нет счастья и смысла жизни. Все герои-земляне владеют несколькими видами искусств, причем одним – в совершенстве. Они владеют несколькими специальностями и на протяжении жизни меняют их. Сам Иван Антонович владел несколькими специальностями и несколькими языками. Этимология термина «счастье» по Ефремову – это сочетание свободы и строжайшей самодисциплины. Высшие ступени восприятия жизни и самодисциплины – когда думаешь прежде всего о другом, потом о себе. Самодисциплина должна быть основана на следовании высшему предназначению, самоограничению, гармонии между индивидом и внешним миром. «Поэтому так сложно у нас воспитание и образование, ведь оно практически длится всю жизнь», - говорит врач Звездного Флота Эвиза Танет. Земляне поднимают знамя культуры на Тормансе, объясняют тормансианам необходимость духовного богатства и его основы – библиотек, музеев, картинных галерей, скульптур, прекрасных зданий, хорошей музыки, танцев, песен. «Мы на Земле представляем науку как необъятную работу, устремляющуюся вдаль на миллиарды парсеков и в будущие поколения на тысячи веков», - говорит астрофизик, астронавигатор Вир Норин. И «сама Родис является…. воплощением…Беспредельности, и ее душа так же отлична от …психики (тормансиан – А.М.), как Бесконечность отличается от замкнутого….мира». В романе назван ряд космических законов: закон равновесия, закон взаимозависимости, закон полярности, закон Начал, закон свободной воли, закон сотрудничества, закон естественных потребностей. Экономика развивается на основе разумных потребностей и отсутствия денег. Управление обществом осуществляется по схеме предикто – корректор (предсказатель – поправщик). Существует Академия Стохастики и Предсказания будущего (stochastіcus – греч. – умеющий угадывать, проницательный), Академия Производительных Сил, Академия Психофизиологии Труда, Академия Направленных излучений, Совет Экономики, Совет Звездоплавания, Станции Великого Кольца. Оптимальное управление – это достижение результата при наименьших энергозатратах, что отвечает Основному принципу Природы. Множество домов Асртографии, Книги, Музыки, Танца по существу представляют собой дворцы, где все желающие в покое и удобстве могли наслаждаться зрелищем Космоса, его населенных планет и всего неисчерпаемого богатства человеческого творчества за тысячи лет документированной истории. Самая большая радость для человека Земли по Ефремову – отдавать! Смысл жизни земляне видят только в напряженной работе. Таков и сам автор. Только в процессе активной деятельности организм человека набирает силу и достигает совершенства. Подвиги на Земле Эры Великого Кольца становятся обычным явлением. Рядовой человек планеты стал подобен древним героям, ненасытным в подвиге, любви и познании! Литература 1. Ефремов И.А. Час Быка. – Ашхабад: Республиканское правление Общества «Китап» ТССР, 1990.- 480 с.

Ответов - 7

Неомарксист: Интертрадиционалист пишет: Высшие ступени восприятия жизни и самодисциплины – когда думаешь прежде всего о другом, потом о себе. Самодисциплина должна быть основана на следовании высшему предназначению, самоограничению, гармонии между индивидом и внешним миром.Глядя на происходящее вокруг себя, я постоянно задаюсь вопросом, а возможно ли такое в принципе не для отдельных продвинутых индивидов, а для всех или хотя бы подавляющего большинства людей? И ответа у меня нет до сих пор. В ЛБ Ефремов писал об инстинкте альтруизма, приобретённом человеком в процессе эволюции. Но наряду с ним в человеке существует ведь и инстинкт эгоизма, собственника, причём фрейдо-марксисты утверждали, что рефлекс собственности в человеке настолько велик, что её обобществление и формирование человека с коммунистическим мировоззрением невозможно. Крах всего мирового коммунистического движения в 20 веке на мой взгляд был обусловлен именно несостоятельностью марксовой концепции исторического релятивизма в отношении человека, типа «родовая сущность человека является социальной». Стало быть, стоит изменить социальные отношения, политический строй, как изменится и человек. Он есть продукт эпохи. Социальные условия изменились, а нового человека создать так и не удалось. Жадность, эгоизм, стяжательство в конце концов перевесили то светлое и доброе, что безусловно есть в каждом человеке и всё рухнуло. Социобиологический подход американского биолога Уилсона, рассматривающий человека как эволюционный эксперимент, продукт миллионов лет взаимодействия между генами и окружающей средой и в то же время объясняющий с точки зрения эволюции биосоциальных систем такие процессы как явления самопожертвования особей (альтруизма), которые на первый взгляд противоречат концепции естественного отбора, видимо намного ближе к пониманию истинной природы человека. Биологическое начало в человеке оказалось сильнее социального. И единственным выходом из этого замкнутого материалистического биологического круга является только живая вера в Бога, рождение свыше, которое превращает двуногое животное без перьев в ангела, способного на бескорыстную любовь к ближнему и заботу о нём, великое самопожертвование и служение всему человечеству.

stalingrad: И.А . Ефремов кроме научной работы служил в ГРУ.Именно при его помощи Алжирское антиколониальное сопротивление изгнало французов из страны

Интертрадиционалист: stalingrad пишет: И.А . Ефремов кроме научной работы служил в ГРУ.Именно при его помощи Алжирское антиколониальное сопротивление изгнало французов из страны Откуда такие интересные сведения? Убеждённые "ефремоведы" с ним бы не согласились.


stalingrad: И.А. Ефремов был советским патриотом-коммунистом.В детстве во время гражданской войны юный Ефремов вместе с автобронетанковым баталионом Красной армии дошел с боями до Крыма и принимал участие в штурме Перекопа,где был контужен снарядом,выпущенным с английского корабля.Английские корабли пытались помешать Красной армии взять Крым.

stalingrad: Палентологические экспедиции Ефремова увенчались успехом,благодаря поддержке И.В.Сталина.Ведь благодаря Сталину палеонтология и тафтономия не были признаны лженауками.Раскрутиться Ефремову в литературе помог А.Н.Толстой.Он помог опубликовать первые его произведения

stalingrad: Ефремов успел послужить и в НКВД ,где разработал такие методы допроса,с помощью которых можно развязать язык Джеймсам Бондам и другим антисоветчикам .В романе "Час Быка" Ефремов ,через своего героя-инженера Таэля со со знанием дела описывает технику пыток,существовавшую в КГБ.

stalingrad: Вот почему Стругацкие и Булычев(Можейко) ненавидели его и боялись



полная версия страницы