Форум » Русский космизм Ивана Ефремова » *КРАСНАЯ И СИНЯЯ ИДЕЯ: Возможен ли разумный диалог и творческий синтез?* » Ответить

*КРАСНАЯ И СИНЯЯ ИДЕЯ: Возможен ли разумный диалог и творческий синтез?*

Интертрадиционалист: Дабы как-то заполнить «лакуну», образовавшуюся, к прискорбию, из-за не совсем удачного «столкновения идей», выношу на обсуждение следующую тему — КРАСНАЯ И СИНЯЯ ИДЕЯ: Возможен ли разумный диалог и творческий синтез? А для начала предлагаю уважаемым форумчанам ознакомиться с фрагментом оригинального сценария классики отечественной ноосферно-гуманистической кинофантастики «Через тернии к звёздам»: [quote]<...> К берегу подъезжает приземистая машина. Останавливается. Никто из нее не выходит. Видно лишь, как изнутри к стеклам прижались маски. – Они гуляют, - с неожиданной злостью произносит Нийя. - На пикник приехали! – Мне кажется, - говорит Виктор, приняв у Бармалея один из прозрачных контейнеров и разглядывая его содержимое на свет, - что ты разочарована. Ты ждала другого? – Не знаю. Я одна. – А ты думаешь, что было бы иначе, если бы вас было десять? Двадцать? Ну что бы вы сделали? Виктор закладывает контейнер в походный анализатор. – Мы бы... Не стали менять природу, мы бы заменили людей. – Как же? – Мы бы выгнали вот этих... от них один вред. Мы бы разрушили заводы. Мы бы собрали всех детей, которые еще маленькие, которые еще не испорчены, не погублены, мы бы воспитывали их отдельно... – Взрослые бы не согласились. Никому не хочется, чтобы его выбрасывали. – Зачем их спрашивать? Они сами во всем виноваты. – Они бы сопротивлялись. – Мы бы заставили силой. – Так говорил твой отец? – Да. И нас было бы все больше. И это стал бы счастливый и свободный мир. – Это опасный мир и жестокий. В нем бы лилась кровь. – Пускай. Но ради великой цели. – Милая, когда-то на Земле эту формулу уже придумали иезуиты: ""Цель оправдывает средства"". Эта формула удобна для палачей. – Мой отец не был палачом. – Он был наивен. А палачом его сделала бы логика событий. – У вас тоже ничего не получится. Даже если вы очистите, они, - Нийя показывает на машины, - все снова загадят. – Нет... если мы это сделаем вместе ними. <...> Кир Булычёв, Ричард Викторов "Через тернии к звёздам"[/quote]

Ответов - 4

Неомарксист: Интертрадиционалист пишет: КРАСНАЯ И СИНЯЯ ИДЕЯ: Возможен ли разумный диалог и творческий синтез?Конечно возможен. Ефремов же смог синтезировать коммунистическое учение Маркса, русский космизм Вернадского, гуманизм Эриха Фромма, создать своё ноосферно-коммунистическое учение и нарисовать удивительный мир ГАРМОНИИ, КРАСОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ СПРАВЕДЛИВОСТИ на страницах своих романов. Как гуманист и диалектик он прекрасно понимал, что перекос в ту или иную сторону чреват либо пустой маниловщиной (мечтания о прекрасной и абстрактной эре Ноогена, вера без дел иначе говоря), либо реками крови и только умножением инферно (чисто материалистический коммунизм и сведение всех проблем к формированию нового способа производства с уничтожением всех инакомыслящих).

Интертрадиционалист: Неомарксист пишет: Как гуманист и диалектик он прекрасно понимал, что перекос в ту или иную сторону чреват либо пустой маниловщиной (мечтания о прекрасной и абстрактной эре Ноогена, вера без дел иначе говоря) Вчера посмотрел, наконец, замечательный фильм «Откровение Ивана Ефремова». Очень обрадовало, что там был главный упор сделан на КУЛЬТУРУ и ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ. Да и одним из участников фильма был философ-антропокосмист Валерий Сагатовский. Вспомнился тут добрый и светлый фильм моего детства «Принцесса на горошине» с волшебной музыкой Антонио Вивальди. Там был весьма показательный эпизод, где принц, который отправился искать себе невесту, оказался в королевстве, где принцесса решила выйти замуж за кого-нибудь из людей искусства. В числе претендентов на её руку и сердце были художники, поэты, музыканты, танцоры, актёры. В ходе состязания нашему принцу, наконец, улыбнулась Фортуна. И, как будто, принцесса выбрала именно его. Но неожиданно появился некий принц-грубиян, который враз разогнал всю творческую братию пинками и подзатыльниками. А затем учтиво предложил свою руку принцессе. И принцесса, мило улыбнувшись, выбрала его. И никто из творческой братии не осмелился противостоять грубияну! НИКТО! И ведь наверняка они в своём кругу негодовали по поводу выходки «некультурного» хама! Да ещё как негодовали! Но ничего сделать не смогли. Какова же мораль сей истории? А в том вся мораль, что «рай художников» был разрушен грубой силой. И, вроде бы, ничто не угрожало ему. КРАСНАЯ ИДЕЯ — это рыцарь, облачённый в доспехи, статуэтка которого стояла на письменном столе Ивана Антоновича Ефремова. Он искореняет в мире сём, «во зле лежащем» (как о том говорится в Новом Завете), несправедливость, злобу, ненависть и дисгармонию. Он охраняет КРАСОТУ. Доспехи сего рыцаря КРАСНЫЕ, но знамя над его головой — СИНЕЕ.

Неомарксист: Да, «Откровение Ивана Ефремова» неплохой фильм, экранизированные сценки из «Часа Быка» особо порадовали. Рассуждения о культуре и человечности, а также угрозе нравственной катастрофы как наиболее опасной, разумеется правильные, правда остался за кадром алгоритм выхода из этого состояния. Всё это напомнило мне эпизод из «Собачьего сердца» Бортко, когда в подвале монархисты-интеллигенты в ходе спиритического сеанса вызывают Николая 2: «Дух императора, скажи нам, долго ещё продержатся у власти большевики?», а сверху льётся вода в подставленные снизу тазики. Смешно и грустно... Вот именно такие эмоции возникли у меня при просмотре и «Откровения Ивана Ефремова» тоже. Синяя идея если она хочет быть адекватной нашей действительности, должна опираться либо на религиозную веру как путь духовного самосовершенствования человека и выхода из инферно, либо на научно разработанные соц-экон. модели, кардинально переформирующие социальную и духовную ткань общества, либо на то и другое одновременно что на мой взгляд наиболее предпочтительно. Пустые разглагольствования о необходимости стяжания духовных богатств без конкретных рецептов и алгоритмов изменения сознания и бытия, не имеют никакого смысла и являются простым перемалыванием воздуха с нулевым КПД.


Неомарксист: Как говорил Максим Каммерер из Обитаемого острова Стругацких: "Совесть задаёт идеалы, разум ищет к ним дороги". Синяя идея - это гуманистические идеалы Свободы и Справедливости. А Красная идея - это дорога революционных преобразований общества, ведущая к этим идеалам. Вот такая диалектика Синей и Красной идей.



полная версия страницы