Форум » Русский космизм Ивана Ефремова » Проблема Нового Человека в произведениях Ефремова » Ответить

Проблема Нового Человека в произведениях Ефремова

Неомарксист: Перечитывая Час Быка Ефремова, обратил внимание на нарастание пессимизма в отношении природы человека по сравнению с ТА аналогично поздним произведениям братьев Стругацких по отношению к Миру Полудня. Если в ТА мы видим суровых, достаточно ходульных героев, как будто высеченных из несокрушимого камня, прошедших через все фильтры системы воспитания, то в Часе Быка герои звездолёта Тёмное Пламя более человечны и слабы. Они легко обманывают тормансиан для того чтобы высадиться на планете, сомневаются как Чеди Даан в "необходимость сложных охранительных систем коммунистического общества" (с) и вообще ведут себя совсем не так как в ТА. Видимо Ефремов как и Стругацкие видя задержку Мировой Революции и перерождение "социализма" в СССР и Китае в партийно-бюрократический госкап, понял, что человека сущностно изменить практически невозможно. Для этого нужны миллионы лет жизни в совершенно новых условиях и как учёный палеонтолог он не мог этого не понимать. Отсюда появляется мрачная тоталитарная идея "организация ПНОИ – психологического надзора, работающего вместе с РТИ – решетчатой трансформацией индивида" (с), аналогично Министерству любви Оруэлла из его романа 1984. У Стругацких это нашло развитие в идее психотронного воспитания детей в интернатах (см. последние интервью Бориса Стругацкого). Проблема скатывания ЛЮБОЙ утопии к тоталитарной технотронной диктатуре в её ТОТАЛЬНОСТИ И ПРЕТЕНЗИИ НА ИСТИНУ. Как только мы говорим "так надо" мы автоматически уничтожаем все альтернативы и ограничиваем свободу воли. И только разные ПНОИ или башни излучатели из Обитаемого острова Стругацких могут решить эту проблему единообразия. Гуманистическими методами проблему соотношения свободы и необходимости не удалось решить ни Ефремову ни Стругацким. Отсюда и нереалистичность и ходульность их персонажей и мира в целом при всех их привлекательности на первый взгляд. Без СВОБОДЫ ограниченной только свободой других людей, никакой коммунизм немыслим.

Ответов - 8

Коммунист от Бога: В связи с этим приведу одно старое высказывание . " Гармония есть не цель , а средство . Когда ты поймешь это , ты достигнешь Её ."

Неомарксист: Самое главное - нельзя навязывать свои представления о гармонии другим, лишая их свободы выбора. Убеждать людей можно только личным примером и словами. Добро с того момента, как оно предписано, становится злом с точки зрения истинной нравственности, с точки зрения человеческого достоинства и свободы. Свобода, нравственность и достоинство человека заключаются именно в том, что он делает добро не потому, что это ему предписано, но потому, что он признаёт его, стремится к нему, любит его. М. Бакунин

Неомарксист: В Часе Быка Ефремов понял, что человеческую природу за несколько жалких тысяч лет изменить невозможно и поэтому пишет о близости психологии землян и тормансиан прямо как Стругацкие в "Трудно быть богом". Сравните Таэль порывисто схватил руку Фай Родис и, опускаясь на колени, прижался губами к кончикам ее пальцев. Родис вздрогнула, чувствуя, что этот жест архаического поклонения не столь неприятен ей, как она подумала бы раньше. И. Ефремов. Час Быка с этим Он слышал, как штурмовик нерешительно топчется сзади, и вдруг поймал себя на мысли о том, что оскорбительные словечки и небрежные жесты получаются у него рефлекторно, что он уже не играет высокородного хама, а в значительной степени стал им. Он представил себя таким на Земле, и ему стало мерзко и стыдно. Почему? Что со мной произошло? Куда исчезло воспитанное и взлелеянное с детства уважение и доверие к себе подобным, к человеку, к замечательному существу, называемому «человек»? Стругацкие. Трудно быть богом Ефремов вскользь и как бы споря с самим собой говорит то, о чём Стругацкие говорят прямо и недвусмысленно. Дело видимо в том, что Ефремов в отличие от Стругацких был всегда искренним коммунистом и разделял концепцию человека как табула раса. Но и Стругацкие не до конца освободились от табулы раса, полагая Высокую Теорию Воспитания единственно возможной дорогой в коммунизм. Жизнь опровергла все идеалистические представления о человеке. Невозможно на одной пропаганде и воспитании построить новое общество. Необходимо прежде всего социально и экономически освободить человека, предоставив каждому свободному индивиду право развиваться самостоятельно, а не под надзором ПНОИ или всемогущих Учителей. И уж конечно не следует питать иллюзий о создании какого-то Нового Человека в обозримом будущем. Он появится сам через сотни тысяч лет жизни в миролюбивом обществе свободы и изобилия.


Неомарксист: А вот эта мысль Ефремова из Часа Быка меня вообще убила наповал: – Теперь я все понимаю, – согласилась Пуна, – и даже казавшиеся ненужными охранительные системы. Это абсолютно необходимо! Чем сложнее структура общества, тем легче оно может обрушиться в инферно. Мало того что всё обстоит с точностью до наборот - чем сложней общество, тем более развито общественное сознание и следовательно меньше вероятность брейкдауна в инферно (рушатся примитивные тоталитарные системы и империи, построенные на страхе и дурости одного человека или группы лиц), так ещё получается что коммунистическое общество Земли легче обрушить в инферно чем капиталистические государства в эпоху ЭРМ! И опять вылезают эти всеведущие охранительные системы по промыванию мозгов и контролю над психикой. Нет. Не может быть одинакового счастья для всех. Эта фундаментальная ошибка всех уравнительных утопий. Равенство экономическое да. Но никак не равенство в идеологии или религии.

Александр Грек: "Равенство экономическое" понимается как равенство политэкономическое(!), а это означает с необходимостью - идеологическое. Остальное - при соблюдении этого (основания).

Неомарксист: По Марксу идеология - ложное, умышленно извращеное сознание, которое должно быть заменено НАУКОЙ - научным обществоведением (социокибернетикой), в основе которой будет лежать не схоластика, а социальный эксперимент. На переходном этапе от капитализма к коммунизму идеология в силу недостатка практики будет необходима, но при коммунизме это вынужденное зло классового общества должно быть преодолено.

Олег Гуцуляк: Перечитывая Час Быка Ефремова, обратил внимание на нарастание пессимизма в отношении природы человека по сравнению с ТА аналогично поздним произведениям братьев Стругацких по отношению к Миру Полудня. Если в ТА мы видим суровых, достаточно ходульных героев, как будто высеченных из несокрушимого камня, прошедших через все фильтры системы воспитания, то в Часе Быка герои звездолёта Тёмное Пламя более человечны и слабы. Они легко обманывают тормансиан для того чтобы высадиться на планете, сомневаются как Чеди Даан в "необходимость сложных охранительных систем коммунистического общества" (с) и вообще ведут себя совсем не так как в ТА. Именно так! Ефремов показал, что даже в далеком коммунистическом будущем человечество не застраховано от ошибок именно в понимании человечности!!! Но все же после времени событий «Туманности Андромеды» человечество сумело преодолеть свою гордыню и вернуться к «человеческому, более человеческому» уже ко времени событий «Часа Быка». БОЛЕЕ ПОДРОБНО ТУТ: http://www.proza.ru/2016/05/08/1405 Торманс застрял в «Часе Быка», которым также пошла Земля героев «Туманности Андромеда» и «Сердца Змеи», хотя в эпоху последних («Эру Великого Кольца»), как нами было показано выше, и удавалось жестко его контролировать… Но даже такой «контроль» в последующей «Эре Встретившихся Рук» (собственно героев романа «Час Быка» («Долгая Заря»)) был расценен землянами как недопустимый. Видимо, что осознать это человечество смогло, только узнав, что стало идеальным воплощением наивеличайшего греха – гордыни: «… В героях Ефремова столько гордости, что ее пора мерять килограммами или километрами – и воля гордая, и профиль гордый, и поступки все сплошь гордые… Ну вообще-то оно понятно – у тех, кто все время борется и покоряет, других чувств особенно не развивается. А те, которые развиваются, – с теми подлежит бороться» [Адамс, Ирина. «Туманность Андромеды» как мир агнийоговского будущего: попытка субъективного анализа текста // http://adamsnotes.net/?p=4203]. Не последне место в этом прозрении сыграло и осознание того, что человечество, руководствуясь благими намерениями, почти выхолостило себя от души как таковой. Да, ранее безраздельно торжествовала энтропия на протяжении многомиллионной эволюции живого мира («… Неизбежно росло развитие мозга и чувств, все сильнее становился страх смерти, забота о потомстве, все ощутительнее страдания пожираемых травоядных, в темном мироощущении которых огромные хищники должны были представлять подобие демонов и дьяволов, созданных впоследствии воображением человека. И царственная мощь, великолепные зубы и когти, восхищавшие своей первобытной красотой, имели лишь одно назначение – рвать, терзать живую плоть, дробить кости. И никто и ничто не могло помочь, нельзя было покинуть тот замкнутый круг инфернальности, болото, степь или лес, в котором животное появилось на свет в слепом инстинкте размножения и сохранения вида…» (И. Ефремов, «Туманность Андромеды»)) и теперь человечеству с этим нужно было что-то делать. В своём последнем интервью, опубликованном в румынском журнале «Скынтея», Иван Ефремов рассказал о намерении написать роман «Чаша отравы»: «… Я хочу сказать о том, что надо предпринять для очищения ноосферы Земли, отравленной невежеством, ненавистью, страхом, недоверием, показать, что надо сделать для того, чтобы уничтожить все фантомы, насилующие природу человека, ломающие его разум и волю». Но вместо «пути Ефремова» в мире «Туманности Андромеды» был избран «путь Гирина» («Лезвие бритвы») – очистить психику (шире – ноосферу) от всех следов торжества энтропии: «… очистить «психическое» из-под множества «напластований» традиций и обычаев, и уже на основании научного его понимания выстраивать новые, потребные для современной ситуации, психологические механизмы» [Anlazz. Лезвие бритвы как оружие будущих битв. Часть вторая // http://anlazz.livejournal.com/105825.html]. И это «очищение» осуществляется почти с сайентологическим рвением: «… Эвда Наль вызвала в памяти всё, что знала об основах долголетия – очистке организма от энтропии. Рыбьи, ящеричные предки человека оставили в его организме наслоения противоречивых физиологических устройств, и каждое из них обладало своими особенностями образования энтропических остатков жизнедеятельности. Изученные за тысячелетия, эти древние структуры – когда-то очаги старения и болезней – стали поддаваться энергетической очистке — химическому и лучевому промыванию и волновой встряске стареющего организма» (И. Ефремов, «Туманность Андромеды»). А в романе «Лезвие бритвы» показаны таинственные древние артефакты – загадочные камни, изменяющие человеческое сознание. И они могут стать величайшим прорывом в деле понимания человеческой психики… И да, казалось бы, подобная практика создания «нового чистого человека» более чем оправдана: «… Что совершенная форма научного построения общества – это не просто количественное накопление производительных сил, а качественная ступень – это ведь так просто, – ответил Дар Ветер. – И ещё понимание диалектической взаимозависимости, что новые общественные отношения без новых людей совершенно так же немыслимы, как новые люди без этой новой экономики. Тогда – понимание привело к тому, что главной задачей общества стало воспитание, физическое и духовное развитие человека. Когда это наконец пришло? – В ЭРМ, в конце века Расщепления, вскоре после ВВР – Второй Великой Революции…» (И. Ефремов, «Туманность Андромеды»). И снова Россия была «впереди планеты всей»: «– Кто же был первым на этом пути? Неужели опять Россия? – заинтересовалась Эвиза. – Опять Россия – первая страна социализма. Именно она пошла великим путем по лезвию бритвы между гангстеризующимся капитализмом, лжесоциализмом и всеми их разновидностями. Русские решили, что лучше быть беднее, но подготовить общество с большей заботой о людях и с большей справедливостью, искоренить условия и самое понятие капиталистического успеха, искоренить всяческих владык, больших и малых, в политике, науке, искусстве. Вот ключ, который привел наших предков к Эре Мирового Воссоединения…» (И. Ефремов, «Час Быка»). Но, как оказалось, не прорвавшись через «парадные ворота», энтропия нашла вход в человечество с «черного хода», безжалостно отравив человечество «стрелой Ахримана». И роман «Туманность Андромеды» представляет человеческое общество, уже проведшее полностью «очистку» как ноосферы, так и самих людских душ: «… Все предрассудки, стереотипы и присущий человеку консерватизм мышления властвуют над высшим человеком в государстве. Мысли, думы, мечты, идеи, образы накапливаются в человечестве и незримо присутствуют с нами, воздействуя тысячелетия на ряд поколений. Наряду со светлыми образами учителей, творцов красоты, рыцарей короля Артура или русских богатырей были созданы темной фантазией демоны-убийцы, сатанинские женщины и садисты. Существуя в виде закрепившихся клише, мысленных форм в ноосфере, они могли создавать не только галлюцинации, но порождать и реальные результаты, воздействуя через психику на поведение людей. Очистка ноосферы от лжи, садизма, маниакально-злобных идей стоила огромных трудов человечеству Земли» (И. Ефремов, «Туманность Андромеды»). Обнаружилось, что в этом «чистом мире», «…страшно оказаться – во всяком случае мне с моими чертами характера и склонностями. Этот мир при всем его кажущемся удобстве и комфорте для жизни ужасает своей выхолощенностью и отсутствием мягких граней. Страшно оказаться между людей, не способных на милые глупости или порыв, страшно оказаться среди торжества разума, подчинившего себе все чувства и эмоции (не даром в этом мире могут избавить от любви и других сильных чувств и это описывается как достижение), страшно оказаться в мире, где все знают, как правильно жить, работать, любить, рожать и творить, а если ты не хочешь этого знать, то подлежишь изгнанию (интересно, каково изгнание в этом мире?)» [Адамс, Ирина. «Туманность Андромеды» как мир агнийоговского будущего: попытка субъективного анализа текста // http://adamsnotes.net/?p=4203]. Наверно, следует искать причину в «диалектической модели развития цивилизации»: Мир «Туманности Андромеды» – это Новое Средневековье со всей его схоластикой, ригоризмом и подавлением чувственности, и только затем пришло «Новое Возрождение (Ренесанс)», в гуманистическом мире которого уже как в чем-то естественным, живут герои «Часа Быка», утверждая идеи Нового Возрождения во Вселенной … И да, «… если личное совершенствование является возможным в любом мире, то оптимальной стратегией становится именно его достижение. А дальше – совершенное общество автоматически достигается после того, как количество «совершенных» людей превышает определенный барьер… В общем, у современного человека, так же, как у его предшественника, вопрос о том, что же важнее: личное совершенствование или переустройство общества – не должен вызывать сомнения…» [Anlazz. Лезвие бритвы как оружие будущих битв // http://anlazz.livejournal.com/105540.html]. В «Часе Быка» есть указание на то, что ключевой точкой является открытие землянами для себя «Теории Инферно» некоего мыслителя-«мудреца» Эрф Рома (аллюзия или на Эриха Фромма, или самого Ивана Ефремова), жившего ещё в пятом веке (Век Расщепления) Эры Разобщенных Миров. В своё время, говорит И. Ефремов, «произведения Эрф Рома помогли построению нового мира на переходе к эре Мирового Воссоединения». Затем о них «забыли» и только теперь, в Эру Встретившихся Рук, их «переокрыли», «перепрочитали»: «… Эта теория, по сути, должна была стать для перехода к коммунизму тем, чем стал марксизм для перехода к социализму – т.е. основанием для разумного переусттройства общества. Что касается действующих сил, которые смогут провести этот переход, то … речь идет о советском образованном слое – интелллигенции, которая могла бы построить свою идеологию именно на учении Ефремова, а не на основе антисоветизма (как случиллось в реальности). Но не получилось, Ефремов умер, не доработав теорию, а ЧБ [«Час Быка»] запретили» [Anlazz. Что касается перехода к коммунизму… // http://anlazz.livejournal.com/57018.htm ... 54#t647354]. Прибывшие на Торманс из иной эпохи, уже не приемлющей характерную для мира «Туманности Андромеды» гордыню, «охоту на быков», ссылки на острова забвения и матерей, герои-земляне из мира «Часа Быка» принесли с Земли в своей душе Иную Весть. Например, мы видим, что в случае с ночными карателями на Тормансе Фай Родис даже не думает о том, чтобы «недостойное действие немедленно уравновесить противодействием». Хотя мощь СДФ позволяла ей легко уничтожить и тормансианский лазер, пробивший силовое поле, и ночных карателей, не говоря уже о том, что их можно было и не уничтожать, а просто разогнать инфразвуком. Но затем кажется странным, что Фай Родис, находясь в Храме Всемогущего Времени, предпочитает погибнуть: «… Родис не успела утешить себя памятью о милой Земле. Она помнила о лихих хирургах Торманса, любителях оживления, и знала, что ей нельзя умереть обычным путем. Она повернула рукоятки СДФ на взрыв с оттяжкой в минуту, могучим усилием воли остановила свое сердце и рухнула на девятиножку. Ворвавшиеся с торжествующим ревом каратели остановились перед телом владычицы землян – на минуту оставшейся им жизни...» (И. Ефремов, «Час Быка»). Исходит Фай Родис в этом поступке именно из жажды самопожертвования во имя великой цели воссоединения двух народов в единое целое, категорически запретив Гриф Рифту мстить за ее смерть Чойо Чагасу и народу Торманса – ведь тогда оказалось бы, что тормансиане правы: «…– Поздно, Гриф! Я погибла. Гриф, мой командир, я убеждаю вас, умоляю, приказываю: не мстите за меня! Не совершайте насилия. Нельзя вместо светлой мечты о Земле посеять ненависть и ужас в народе Торманса. Не помогайте тем, кто пришёл убить, изображая бога, наказующего без разбора правого и виноватого, – самое худшее изобретение человека. Не делайте напрасными наши жертвы! Улетайте! Домой! Слышите, Рифт? Кораблю – взлёт!»…» (И. Ефремов, «Час Быка»). Казалось бы, это «ненасилие» не согласуется с тем, что она совершает при этом массовое убийство, которого она, дескать, хотела избежать. Совершенно непонятно, зачем «оттяжка в минуту», проведи она взрыв мгновенно, массовой гибели карателей также удалось бы избежать. Но она ответила насилием именно как воздаянием конкретным лицам за совершенное преступление (в конкретном случае – за вторжение в личное пространство и принуждение к самоубийству), но не из-за того, что они «просто плохие парни» (или «дети элиты», члены «враждебного класса», «быки», «выродившиеся» и проч.). Именно с этим откровением землян, созревшим значительно позже после ухода предков тормасиан с Земли, и прибыл на Торманс звездолет «Темное пламя»!

Неомарксист: Литература - продукт своей эпохи и в ней как в капле воды отражается дух времени. Туманность Андромеды - это неосталинистское произведение и по духу, и по господствовавшей тогда идеологии и даже по эстетике сталинского ампира (километровые в высоту города, гигантские лестницы шириной в километр! и т.д.). Не случайно вопреки Марксу в якобы коммунистическом мире ТА сохраняется не просто труд, а тяжёлый физический труд, который можно компенсировать только высокой идейностью людей будущего в результате какого-то невероятного по эффективности воспитания (полная аналогия с Миром Полудня Стругацких). Верил ли Ефремов в реальность такого мира? Сложно сейчас сказать. Но более поздние его произведения, написанные во времена хрущёвской оттепели, та же «Долгая заря» переросшая в «Час Быка» конечно же отразили и имевшую место гуманизацию советского общества, и разные идеи того времени (вроде моды на йогу). Чем бы закончилось такая трансформация взглядов Ефремова мы не знаем. Может он ушёл бы с головой в религиозный мистицизм и разные психотехники по изменению сознания, а может быть вообще разочаровался бы в идее коммунизма как Стругацкие и выдал бы что-то вроде мрачных "Отягощённых злом". Но то что Ефремов как и Стругацкие при всей противоречивости и даже крамольности своих поздних произведений во главу угла ставили воспитание, а Ефремов так и вообще впихнул в него йогу с гипнозом и телепатией, призванное подавить звериное неолитическое начало в человеке, выпукло подчёркивало утопическую сущность их миров. У меня ещё в детстве при прочтении ТА было ощущение нереальности и искусственности написанного. Час Быка оживил персонажей, но добавил и мрачных красок в виде охранительных систем и теории инферно - закона духовной гравитации, тянущей вниз даже героев коммунистической Земли. Кстати мне не очень понятна ссылка Ефремова на Эриха Фромма, если конечно он подразумевался под Эрф Ромом. В своей "Анатомии человеческой деструктивности" Фромм как и положено марксисту выводит жестокость и деструктивность из разделения труда и иерархии, а вовсе не из недостатков воспитания. Да и цели у Фромма и Ефремова были разные: у Фромма - социальная и духовная эмансипация личности, у Ефремова - идеальный человек-альтруист. Мне кажется в этой разности телеологии проявляется более глубинное культурное различие между Фроммом и Ефремовым, западным и советским марксизмом. Для франкфуртцев коммунизм был не более чем средством для самораскрытия творческого потенциала свободной личности без каких-то серьёзных претензий на идеальное общество в то время как советские марксисты (настоящие искренние) и Ефремов в том числе под коммунизмом понимали некий Китеж град как глубинную мифологему русского человека - уход от мира во зле лежащего в какую-то райскую утопию. Отсюда и реакционная тотальность ефремовского мировоззрения с её претензией на по-своему переосмысленный конец истории. Вот эта недиалектичность и эсхатологическое понимание коммунизм как статичного идеала, а не вечно совершенствующегося развития и погубило советский марксизм. Архетипы и социобиология взяли верх над диалектическим мышлением с идеей развития и всё рухнуло.



полная версия страницы