Форум » Русский космизм Ивана Ефремова » Ефремовская эстетика » Ответить

Ефремовская эстетика

Неомарксист: Пожалуй именно эстетика мира Туманности Андромеды с её величественными спиралевидными и пирамидальными городами, имперской архитектурой и внутренней мощью самое прекрасное в этом мире, поскольку всё остальное с островами Забвения и полной переделкой психики вызывает массу вопросов и удивления. Ефремов в отличие от более либеральных Стругацких вытесал свой мир цельным и могучим куском мрамора, поражающим воображение своей цельностью и законченностью. Понимаешь, что нереальная сказка, внутренне противоречивая, но всё равно хочешь верить в такое будущее сильных и благородных людей и в мире освоенной природы и могучей техники, которой подвластно всё (даже угол наклона оси Земли в конце романа люди собираются изменить!). Мир Гармонии вот что получилось показать Ефремову. Другое дело что Гармония у него явно уступила место антиутопии, но это не умаляет гуманистической попытки Ефремова выйти за пределы инферно и обыденности.

Ответов - 2

Неомарксист: Именно величественная эстетика Мира Ефремова сформировала мои взгляды ещё в детстве. Так что искусство не менее важно чем наука и позитивное знание. Человек иррационален и эстетически прекрасный образ будущего для него зачастую важнее рациональных доводов. Хотя конечно идеальным был бы вариант синтеза науки и искусства целостное мировоззрение. Тот же космизм, хотя в нём слишком много религиозных спекуляций и мистики.

Неомарксист: Эстетика мира Ефремова - это эстетика сильного и доброго человека, возвратившегося в природу, но на качественно иной основе. То есть ефремовский космизм одинаково далёк как от трансгуманизма так и первобытного слияния с природой. Хотя конечно Ефремов и не знал многого в том числе о виртуальной реальности и возможностях квантовых компьютеров. Мне думается человек через тысячу лет изменится до неузнаваемости и станет для современного человека чужим и непонятным. Здесь более прав Уэллс со своей Машиной Времени, который вообще предрёк распад человечества на два разных вида. Удивительно, что палеонтолог Ефремов не учёл влияния естественного отбора на человека. Видимо уж очень ему хотелось видеть в человеке будущего античного героя прошлого. Отсюда подвиги Геркулеса, вся эта языческая героика Туманности Андромеды. Да красивая сказка, но реальность будет совершенно иной и это ясно уже сейчас.



полная версия страницы