Форум » Религия и философия » Детерминизм или Свобода Воли? » Ответить

Детерминизм или Свобода Воли?

Неомарксист: Да, современная наука отправила в топку демона Лапласа с его детерминизмом, но остался принцип причинности, который из философского понятия стал вполне физическим. Но при этом сами причинно-следственные связи остаются для научного метода вещью в себе, о которых мы можем только сказать, что они есть и их можно изучать. То есть наука ничего определённого по этому поводу сказать ничего не может, а всякие марковские процессы и теории детерминированного хаоса вкупе с квантовой запутанностью понижают уровень научного знания до конкретного случая, для которого работают те или иные закономерности. Я вслед за Эйнштейном считаю, что "Бог не играет в кости" и то что мы называем хаосом поэтому является всего лишь неизученным порядком, более вероятным по отношению к так называемому "порядку". Попытки квантмеха проквантовать все физические поля и гравитацию в том числе вместе с пространством и временем наводит меня на мысль о том, что мы находимся внутри гигантского квантового компьютера, работающего со своей тактовой частотой и так называемая свобода воли является лишь иллюзией человека в силу незнания всей сложности и кажущейся случайности физических процессов. Видимо буддисты правы, когда говорят о пустоте причинности и её обусловленности выбранной моделью. Мир на мой взгляд единый механизм, в котором всё вертится вокруг Божественной Воли в соответствии с каким-то неизвестным нам планом и по неизвестным законам, которые мы считаем случайными.

Ответов - 1

Неомарксист: Свобода воли - это возможность выбора вне зависимости от обстоятельств. И здесь как раз со свободой воли человека дела обстоят неважно. Можно сколько угодно философствовать на тему свободы воли в духе Спинозы, Лейбница или Шопенгауэра с Ницше. Это всё пустое. Точки над «i» расставил профессор Джон-Дилан Хайнс в своём эксперименте, получившим название «эксперимент группы Хайнса», доказавшем задержку между бессознательным принятием решения и его осознанием в 7-10 секунд. Иначе говоря сознание не инициирует действие, а только фиксирует его, что ставит жирный крест на компатибилизме и свободе воли. Это не значит, что решения принимаются случайно, но точно не осознанно в рамках формальной аристотелевской логики. Скорее уместнее говорить о метафорической логике подсознания, в рамках которой происходит поиск и выработка новых решений (инсайт). То есть человеческий мозг отличается от мозга животного способностью связывать между собой явления на высоком уровне абстракции, порождая научные открытия и произведения искусства, но характер его работы тот же, что и у животного - бессознательный. Мы просто биороботы с высокой степенью свободы, что бы мы там о себе гордынно не думали. Но отсутствие свободы воли не означает также и жёсткого детерминизма, ведь в основе то мышления лежат квантовые процессы на микроуровне, которые хотя и сглаживаются при переходе на макроуровень нейронов и отделов мозга, но свой фактор случайности привносят и на более высокий уровень, в том числе мышления. Мы просто принимает эти флуктуации сознания за свободу воли, а бессознательный выбор - за волевое решение. Хотя на самом деле всё это аберрации нашего мышления.



полная версия страницы