Форум » Религия и философия » Общество потребления и духовный кризис » Ответить

Общество потребления и духовный кризис

Вадим Емельянов: Основной помехой для духовности является жадность – ненасытное потребление. О вреде жадности люди знали издревле. В древних индийских текстах Ригвед говорится о чувстве меры и необходимости благодеяний. В древнеиранском памятнике литературы и культуры «Авесте» говорится о греховности скаредности, чревоугодия, тщеславия и зависти, гордыни и насилия, лени и лжи. Критика стяжательства появляется и распространяется в древнегреческом философском учении - стоицизме. Наибольшую силу обличение жадности приобретает в христианстве. Жадность обличается буддизмом. С развитием литературы и искусства критика стяжательства все чаще появляется на страницах литературных произведений, на театральных подмостках, на полотнах живописцев, в кино. Жадность выступает в качестве основного общественного противоречия в марксизме, который выделяет классы по признаку отношения к собственности. Людской жадностью пользуются тираны, тем самым тоже изобличая богатых. Фашизм можно назвать «идеологией взбесившегося собственника». «Взбесить собственника в человеке» ставил своей целью Гитлер, и другие разновидности фашизма апеллируют к собственнической психологии. Адепты сатанизма ради денег готовы выблевать душу. О том, что очень богатые так же опасны, как и нищие, писал и апологет фашизма Ницше. Чем должен страдать успешный бизнесмен? Боязнью бедности, подозрительностью, недоверчивостью к людям, чинопочитанием или авантюризмом? Вопрос этот еще не изучен специалистами психологами. Зачастую "ротшильдовская" идея возникает как сверхкомпенсация какой-то человеческой неполноценности. Не удивительно развитие в среде предпринимателей преступности, когда в упаковке вместо лекарства оказывается мел, в колбасе и консервах вместо мяса соя, в молоке меламин, в меде крахмал и сахар. Это же надо, до чего мы докатились, всем известно, что Березовский финансировал чеченских террористов, Гусинский в бегах, Ходорковский в тюрьме. Спрашивается, для каких это хозяйственных нужд наше государство вскормило их. И кто следующий? Олигархи гуртом перебираются в Англию, этот европейский центр управления терроризмом. А наиболее крупные олигархи пропагандируют монархические идеи, окружают себя свитой священников, артистов и «деятелей культуры», которые поют осанну и пиарят их «на царство». Вывод: государство должно относиться к бизнесменам, как к инвалидам, с особой заботой, помогать им, давать кредиты и налоговые льготы, но слишком большие капиталы опасны и их надо облагать прогрессивным налогом, и во власть их пускать не надо — мало ли что… В победе жадности над человеческими идеалами можно видеть основную причину кризиса духовности современного общества.

Ответов - 2

BoliD: Вадим Емельянов пишет: В победе жадности над человеческими идеалами можно видеть основную причину кризиса духовности современного общества. Жадность обличается буддизмом - буддизм "обличается" христианством, получается, что в христианстве жадность - не порок... просто грех (не возжелай осла...и т. д.) Если рассматривать жадность как ненасыщенность - то больше чем в три горла все равно не съесть - разорвет. Если - как "злой кащей над златом чахнет", то лучше хранить деньги на депозите. Если - лучшая яхта, машина, квартира-вилла, то это просто "вещизм". Заповеди — это система запретов. Они не говорят, что делать, а только то, чего не делать. Это родительский наказ, оставленный детям, которые, иначе, перевернут все вверх дном. Такие запреты нужны, когда к людям нет доверия, — и это снова возвращает нас к логике — раб, оставленный без присмотра, начинает бесчинствовать. Поэтому в атмосфере "вседозволенности" рабы капитала начинают бесчинствовать в своей жадности.

Неомарксист: Жадность и эгоизм прочно укоренены в человеческой природе и полностью искоренить их никогда не получится. Но минимизировать их в пользу инстинкта альтруизма, имманентного человеческой природе вполне возможно, но только если подходить к этой проблеме диалектически, т.е улучшая духовно-нравственный климат в обществе при помощи воспитания, религии и т.д. одновременно с кардинальным изменением соц-экон. условий жизни и освобождения человека от страха голода, нищеты, тяжёлого физического труда (автоматизация и роботизация производства).



полная версия страницы