Форум » Религия и философия » Концепции человека в философской антропологии » Ответить

Концепции человека в философской антропологии

Вадим: Человек, его сущность, происхождение и призвание во Вселенной всегда были в центре внимания философии. Теоретические установки антро-пологии были заложены еще в античности. Сегодня антропология это фи-лософское учение объединяющее целый ряд антропологических концепций человека (персонализм, философия жизни, феноменология, психоанализ, марксизм, экзистенцаализм, герменевтика, постмодернизм, русский космизм и др.) Попытки создания единой концепции человека всегда наталкивались на очень существенное препятствие – непознанность мира. Поэтому на сего-дняшний момент нельзя какую-то одну концепцию объявить истинной. Сейчас это кажется совершенно естественным, но в период эпохи просве-щения человечество было настолько пронизано идеей возможности откры-тия истины, что потребовались недюжие усилия скептиков, чтобы развеять эти ожидания. На волне этой борьбы Ницше заявил о смерти Бога, его по-следователи стали говорить о «смерти человека». М. Шелер писал: «Мно-голетнее и основательное изучение проблемы человека, - писал Шелер, - дает автору право утверждать, что по вопросу о происхождении и сущно-сти человека наш век отличается такой чрезвычайной пестротой, такой расплывчатостью и неопределенностью, каких не наблюдалось ни в одну эпоху. На протяжении тысячелетней истории мы являем собой первую эпоху, в которой человек стал совершенно и безусловно «проблематич-ным», когда он больше не знает, что он собой представляет, но зато одно-временно знает о том, что он этого не знает» . Отсутствие концептуального единства при определении человека является серьезной проблемой фило-софии. М.Шелер рассматривал три идеи человека: научную, античную и хри-стианскую. Или говоря по другому: научную, философскую и теологиче-скую. Попробуем по новому классифицировать все возможные вариации концепций человека. В качестве основного принципа классификации рас-смотрим такой критерий, как «перспективность» человеческого существо-вания (развития). В качестве «бесперспективной» назовем атеистическую концепцию че-ловека. Она предполагает, что основные законы бытия уже известны, и эти законы не дают особых перспектив человеческому существованию и раз-витию. По этим законам следует, что человек возник случайно и его даль-нейшее существование находится под постоянной угрозой уничтожения. В этой концепции поведение человека ограничено только природными факторами (социальное здесь выступает тоже как природное). После смер-ти человека ждет небытие, поэтому ему нечего стесняться. Как заметил Ф.М.Достоевский: «Если нет Бога, то все позволено». А между тем, похоже, что именно эта концепция выбирается для жизни большинством людей. Она удобна, комфортна для жизни – совпадает с ин-стинктивной программой биологического естества человека. Теперь рассмотрим перспективные концепции. Это концепции, предполагающие наличие во вселенной законов, от-крывающих перспективы для человека. Это религиозные концепции чело-века всех времен и народов. Как правило, они говорят о бессмертии чело-веческой души. Научных доводов в пользу этой концепции немного, в ос-новном - это феномены человеческого сознания. Выделим два типа перспективных концепций: 1. Концепции Боготворимого человечества. (Это религии сотворения. Человек сотворен с целью соответствия каким-то условиям, соответственно у человека есть смысл развития, работы над собой). 2. Концепция самотворящегося Богочеловечества. (Эта концепция пока не разработана, не выкристаллизовалась ни в какую религиозную систему). Она разрабатывается писателями-фантастами в различных вариантах «су-пермена». Сегодня человек сам выбирает себе онтологию, сам решает, каков его мир. Такое положение дел выдвигает антропологию на первое место среди философских дисциплин. Часть современных концепций можно охарактеризовать как приклад-ные, то есть, изучающие частные свойства человека. Таковы, например, йога, психоанализ, конфуцианство, подлинная наука. Они могут использо-ваться другими концепциями. Так йога используется буддизмом. Доводы науки используются атеизмом. В перспективных концепциях человека возникает феномен духовности, как феномен накопления усилий человека для самосовершенствования. Для накопления усилий необходим сосуд, вместилище, своеобразный ак-кумулятор. Поэтому в перспективных религиозных концепциях человека разрабатывалось такое понятие как «душа» - вместилище характера и опыта человека. Господствующие в обществе ценности различны по своему предмет-ному содержанию. Поэтому духовность тоже может быть представлена разными типами: – эстетизм (господствующая ценность – красота); – теоретизм (господствующая ценность – истина), традиционно под-разделяется на материализм и идеализм; – этизм (господствующая ценность – добро, стремление оценивать жизнь с нравственных позиций), а также индивидуализм, коллективизм, соборность, общинность; Рассмотрение духовности в зависимости от связи с различными видами человеческой деятельности осуществлялось М.М.Бахтиным , Р.Л.Лившицем , В.Г.Федотовой . Такую типологию можно развивать и дальше: – религиозность (источником нравственных норм мыслится воля Бога); – политизм (стремление к власти); Но чаще говорят о необходимости типизации духовности по признакам религиозности и светскости. Все названные типы духовности представляют собой реальные жиз-ненные односторонности, порожденные разделением труда и абсолютиза-цией различных сторон духовной деятельности. Духовность человека «нового времени» предполагает гармоничное объединение вышеперечисленных типов. Интегрированная духовность есть единство истины, добра и красоты. Основными критериями такой ду-ховности могут стать: – интенциональность т. е. направленность «во вне» на что-то или на ко-го-то. Речь идет о постановке идеальных целей, что уже является верней-шим показателем духовно развитой личности; – рефлексия над основными жизненными ценностями, составляющими смысл бытия личности и выступающими ориентирами в жизненном выборе; – свобода, понимаемая как самоопределение, т.е. способность действо-вать в соответствии со своими целями и ценностями, а не под гнетом внешних обстоятельств; – творчество – понимаемое и как самотворение, направленное на реа-лизацию своего смысла жизни; – развитая совесть – это то, перед чем человек несет ответственность за реализацию своего смысла жизни, а так же за все, что происходит в мире. (Таковы критерии духовности в осмыслении Н.А.Бердяева, В.Франкла, Э.Фромма, Т. де Шардена, М.Шелера и др.) Представленные типы духовности основаны на концепте «ценность», значимость которого для этики выявили М.Шелер (1874–1928) и Н.Гартман (1882–1950) в своих книгах, посвященных этике. После введе-ния в этику концепта «ценность» все этические проблематизации стали фокусироваться на нем. Концепция духовности человека – система ценностей личности, его представления о нем самом, через волю определяющие поведение. Это ие-рархия ценностей, где главными являются «высшие ценности» духа, под-чиняющие ценности плоти. Мы в своей работе хотим предложить новую типологию духовности, основанную на концепте «цель» (целесообразность). Цели появляются в системе, обладают системным свойством встраи-ваться в более широкие системы. Так цель добывания пищи может быть целью самосохранения, затем саморазвития, далее развития общества. Но в силу различных обстоятельств такого встраивания смыслов может и не произойти. Это зависит от культуры общества, от уровня знания, от при-родного развития индивида. Ценностный подход к духовному оказывается более формальным. По-является необходимость выяснить: куда направляется индивид со своей любовью, добром, красотой. Целевая основа типологии духовности оказывается более конструктив-ной. Таких типов можно представить два: созидательный и разрушитель-ный. Второй, скорее, можно было бы отнести к понятию дух. Разрушитель-ный тип духовности можно обозначить лишь формально. Разрушительные интенции не предполагают возникновения целостного мировоззрения, с которым можно было бы связать понятие духовность. Разрушительный тип зависит от созидательного, потому что паразитирует на нем. Чтобы что-то разрушить, – это надо сначала создать. Даже когда человек разрушает только себя (алкоголизм, наркомания и т.д.), он разрушает генетически за-ложенный в нем результат эволюционного развития. Более богат содержанием созидательный тип. Он включает в себя все представленные ранее типы. Они становятся составными частями построе-ния созидательной личности (общества). Концепт «ценность» становится и средством, и критерием созидательных интенций. «Познай самого себя». Эта фраза, как считается, была начертана на стене Дельфийского храма. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу. На этом пути ему надо создать самого себя! Нелегка жизнь людей, стремящихся создавать себя, не поддаваться из-менчивым обстоятельствам жизни, избегать протоптанных, избитых дорог. Созидание мыслится ценным только при возможности вечности и не-уничтожимости. Разум получает такую возможность в вере. Вера в воз-можность бессмертия души, посмертного существования, страшного суда и воскрешения становится необходимым условием созидательной духов-ности. Современный гуманистический мир принимает духовные ценности в отрыве от веры в бессмертие. Индивиды оценивают ценности в рамках прагматических утилитарных целей (коллективизм, престиж и т.д.). Цена этических ценностей в рамках прагматизма оказывается невысока, и, из тех же утилитарных соображений, ради которых их приняли, они могут быть и отвергнуты. Только такая высшая цель как бессмертие может сделать человека по-настоящему этическим существом.

Ответов - 3

Неомарксист: Вадим пишет: Только такая высшая цель как бессмертие может сделать человека по-настоящему этическим существом.Бессмертие само по себе не делает человека этичным или неэтичным, в качестве примера можно привести позитивизм так чаемого трансгуманистами бессмертия, которого они надеются достичь с помощью науки. Только на путях веры, любви к Богу возможно духовное рождение свыше нового человека с этикой прощения и любви, служения и милости. Как говорил блаженный Августин: «Возлюби Бога и делай что хочешь». Истинная эмансипация лежит на стезях веры, вера лишь превращает рабов с классовым сознанием (сознанием раба) в господ, в богов. Так же социальные идеалы коммунизма могут быть исполнены лишь верующими людьми, и тому масса исторических примеров от коммунизма первоапостольской церкви до Ливийской Джамахирии - уникального анархо-коммунистического проекта, уничтоженного мировым капиталом.

Времяоник: О трансгуманизме то я забыл. Разумеется возможны какие-то сурогаты и извращения представления о бессмертии. Как ошибочные они не могут быть и высшей целью. Конечно подлинное бессмертие возможно только с Богом. Сложно дать определение Бога, а бессмертие можно представить. В каком-то смысле мы говорим Бог и предполагаем бессмертие, говорим бессмертие - предполагаем Бога. Мне непонятно Августиновское: «Возлюби Бога и делай что хочешь». Я бы сказал: "Возлюби бессмертие и подумай как его достичь. И окажется, что через веру и любовь к Богу, через этику прощения служения и милости." Тут как бы Бог является не целью, а средством. Это наверно как-то цинично для любви. Но сложно любить то что мы не можем представить, то что не имеет атрибутов. И вот бессмертие один из таких атрибутов. Можно ли рассматривать Бога как цель? Это предполагает стремление самому стать Богом, что и ясно из слов Августина - только Бог может делать что хочет. Тоже, как бы, Бог оказывается средством для того что бы "делать что хочешь". Свобода воли это тоже атрибут Бога, но какой-то опасный и, вообще говоря, недоказанный - может быть у него есть ограничения, может быть этические.

Неомарксист: Истинная любовь как писал апостол Павел "не ищет своего", она бескорыстна. Вспомните большевиков атеистов, которые умирали за счастье других людей, не веря при этом ни в бессмертие ни в воздаяние за гробом. Сведение религии к сотериологии присуще буддизму, джайнизму, но ни в коем случае не авраамистическим религиям. А Моисей и Христос заповедовали одно - прежде всего возлюби Господа твоего. У мусульман это так непосредственно не формулируется, но это естественно произрастает из самого опыта веры, например апологии Имени Божьего, что и есть любовь суть - имя. В исламе религия любви собственно - суфизм. "Что может горсть снега перед солнцем, как не растаять от его сияния и тепла?" (Руми). "Любовь - это уничтожение любящего, исчезающего в Его атрибутах" (Абу ал-Касим ал-Джунайд). Я специально процитировал этих двух великих мусульманских мистиков, чтобы показать, что любовь к Богу и обожение являются целью адепта любой монотеистической религии. При этом надо понимать, что в этих прекрасных словах имеется в виду вовсе не некое слияние с божеством, а смерть человека (смерть субъекта). Маленький человек "ты" или "я" умирает, чтобы родился большой - "Будда" или "Христос".




полная версия страницы