Форум » История и политика » Рост отчуждения как причина социальных революций » Ответить

Рост отчуждения как причина социальных революций

Неомарксист: Само по себе несоответствие надстройки базису не объясняет социальную революцию перехода от феодального способа производства к способу производства индустриальному в столь сжатые сроки и таким кровавым путём. В предыдущие, дофеодальные периоды истории человечества социальных революций такого рода не было. Почему? Я полагаю, именно из-за большей деградации феодальной элиты по сравнению с рабовладельческой, что в свою очередь было следствием более высокой степени отчуждения элиты от народа. Если раньше раб жил вместе с хозяином в одном доме и хозяин был вынужден заботиться о рабе, кормить и одевать его, то при феодализме крестьяне сами строили себе дома и кормили себя, что только увеличивало пропасть между эксплуататорами и эксплутаруемыми вплоть до того, что в России феодалы-дворяне и крепостные говорили на разных языках (французском и русском) и жили по сути в параллельных вселенных. Отсюда маниловщина и отношение к крепостным как к говорящему скоту. Именно в силу большей замкнутости и отчуждения феодалы были неспособны в отличие от рабовладельцев самостоятельно перейти к новому способу производству и превратиться в сельских буржуа. При отсутствии обратных связей от общества Система закуклилась и стала таким тормозом на пути ПрС, который можно было уничтожить только в ходе социальной революции. Иначе говоря от степени адекватности элиты историческим вызовам своего времени зависит характер социального прогресса - эволюционный, направляемый сверху или революционный снизу (со стороны передового общественного класса). Поскольку по Марксу человеческая история - это история всё возрастающего отчуждения, то вряд ли стоит надеяться на мирный характер перехода к новой постэкономической формации в будущем.

Ответов - 1

Неомарксист: Преодолеть отчуждение личности от социума и своей сущности можно путём уничтожения труда и производственных отношений, о чём писал Маркс в своих ранних работах, в частности "Немецкой идеологии". Следствием социальной эмансипации является возможность установления между людьми чисто человеческих отношений, не обусловленных внешней необходимостью выживания и вынужденного сотрудничества. К сожалению нивелировкой личности занимались госкаповские тоталитарные режимы 20 века, которые пытались насильно вогнать общество в состояние муравейника во имя решения проблем неэффективной экономики. Больше таких ошибок повторять нельзя. Свобода личности и права человека должны стать краеугольным камнем Общества Свободы по Марксу. Только не экономической свободы как нам говорят либералы, понимая под свободой свободу обувать ближнего своего, а истинной свободы во всех смыслах как это понимали старики Франкфуртской школы. Скорее всего такое общество разделится на разные группы по интересам как это описали Стругацкие в Белом Ферзе и не будет в едином порыве строить космические корабли. Но это нормально и не должно стать объектом насильственного исправления или искоренения. Воспитание на мой взгляд должно сводиться к формированию у человека глубокого понимания необходимости соблюдения золотого правила нравственности и не более того. Полагаю, что только гуманистическая социальная наука (социокибернетика и т.п.) может решить проблемы современного мира - неравномерного развития разных регионов, бедности, войн, социального неравенства... К сожалению сейчас все замкнулись в своих национальных проблемах и даже не ставят такие задачи перед наукой, что только усиливает межимпериалистические и социальные конфликты. Мировое правительство, сформированное из лучших людей человечества могло бы решить эти проблемы. Но из кого оно будет состоять и каков механизм прихода его к власти? Вот в чём вопрос. Из Нобелевских лауреатов как это предлагает Невзоров? Неплохой вариант для переходного периода, но в условиях Капитала как господствующего производственного отношения трудно реализуемый. Мне кажется, что пока человечество не вкусит сполна горя и войн, разделения мира на национальные государства с их бессмысленными границами, гоббсоновскую войну всех против всех, ничего не изменится а сами элиты сами по себе на такое не пойдут. Подобно тому как реакцией на Вторую Мировую войну стал постмодернизм с его множественностью истин, реакцией на ужасы будущих войн станет археократия (Мировое правительство, Роза Мира...), действующая в интересах всего человечества, а не Капитала или олигархии.



полная версия страницы