Форум » Культура и искусство » "Кин-дза-дза" как фильм об обществе абсолютного эгоизма » Ответить

"Кин-дза-дза" как фильм об обществе абсолютного эгоизма

Томас Санкара: «Кривое зеркало» современной цивилизации, в которое мы сможем любоваться на себя как бы со стороны ещё ой как долго. Фильм рассказывает о непреднамеренном путешествии двух землян, прораба Владимира Николаевича Машкова (дядя Вова) из Москвы и студента Гедевана Александровича Алексидзе (Скрипача) из Батуми, на весьма удаленную планету Плюк в галактике Кин-дза-дза. Особенность планеты Плюк заключается в фантастическом сочетании высоких технологий, таких как, например, практическая телепатия и, как следствие, отсутствие языкового барьера; бытовые источники энергии типа «термоядерный синтез из воды» (луц) или на спичечной головке (кэцэ); межпланетные путешествия с лёгкостью поездки из Реутова в Балашиху на маршрутке и примерно c таким же комфортом; телефония без набора номера — думать номер своей галактики в Тентуре и думать удельный вес ядра своей планеты (необязательно); особо длительное поддержание жизнедеятельности в замкнутом пространстве (эцих); вундервафли поразительной точности (носимый складной ручной транклюкатор) и разрушительной силы (планетарный транклюкатор) и т. п. и практически полного бескультурья, беспринципности и жажды к обману и наживе местных жителей, чей вербальный лексикон, в лучшем случае, сводится к паре десятков слов (два раза «Ку»), а духовные запросы — к выяснению, у кого штаны более доминантного цвета. Небо! Небо не видело такого неоднозначного кю! Общество в галактике Кин-дза-дза вообще и на Плюке в частности — кастовое, с вялотекущим расизмом, но есть нюанс — положение касты непостоянно и зависит от местонахождения в конкретный момент. Все обитатели галактики делятся на пацаков и чатлан (это не расы, не биологические виды, не сословия, не классы, не касты в привычном нам смысле слова и не звания — это пацаки и чатлане). На глаз отличить одних от других невозможно, но визатор (детектор для рас-познавания) безошибочно определяет, кто чатланин, а кто — пацак. Аналогично, планеты делятся на пацакские и чатланские (похоже, что по тому же визатору). Каждая группа верховодит на «своих» планетах и влачит рабское существование на «чужих». Все представители низшей касты носят в носу колокольчики — цаки. Плюк — чатланская планета, поэтому на ней чатлане относятся к пацакам, как белые к неграм лет сто назад, хотя при этом и шагу без них ступить не могут. Перебравшись на пацакскую планету Хануд, слуга и господин мгновенно и без особого дискомфорта поменялись ролями. Между отдельными планетами процветают доверительные добрососедские отношения в духе: «Сдохни ты сегодня, а я — завтра», которые выливаются во взаимные превентивные экстерминатусы.

Ответов - 7

Неомарксист: "Кин-дза-дза" - это с одной стороны критика позднего СССР с его прогнившей насквозь идеологией, в которую никто уже не верил, а с другой - вечная сатира на природу человека и власти вроде свифтовского "Путешествия Гулливера". Хотя на мой взгляд лучше всего природу человека показывает фильм Пазолини "Сало, или 120 дней Содома" без всякого гуманистического пафоса и просвещенческих иллюзий. Одной из фундаментальных ошибок классического марксизма является концепт "табула раса" в отношении человека, которой придерживаются до сих "старые левые", считая что только социальный строй формирует человека. В том то и проблема, что человек - есть сумма биологического, социального и духовного начала и поэтому так противоречивы его поступки и желания. Кин-дза-дза хорошо показывает иррациональную волю человека к власти по Ницше - "они будут на коленях ползать, а мы на них плевать". И чтобы преодолеть эту жажду власти, славы понадобится не одно поколение как наивно думали большевики, а многие десятки поколений жизни при совершенно ином строе, в котором будут реализованы идеи прямой демократии и развитых горизонтальных связей в отличие от современной властной иерархии.

Рабочий.: Думаю это фильм сказка. И все же больше по союзной традиции пасквиль на социальное неравенство. И не будем забывать об Альфе. Которая выступает классической утопией. Что касается желания получить нового человека. Без изменения социальных условий. Такого рода заблуждения ....еще хуже прегрешений старых дев научного коммунизма. И никуда дальше болота этического социализма нас не приведут.

Неомарксист: Кин-дза-дза - типичная "фига в кармане" вроде захаровского "Убить Дракона" с критикой затхлой атмосферы позднего СССР. Ржавчина и пыль как аллюзия на застой и официоз. Изменения социальных условий нужны, но они не дадут быстрого эффекта как думали раньше. Да и менять нужно не столько условия труда, сколько быт и семью, в которой человек проводит больше всего времени. Большевики попытались (дома-коммуны, декреты о браке и т.д.), но сталинисты вернули буржуазный быт и семью.


Рабочий.: Согласен насчет условий труда. Бесспорно снижение рабочего времени. Породило общество свободного времени. И Союзное руководство проворонило революцию быта. Понадеявшись на автоматический рост сознательности при росте потребления. Что профессор Выбегало и демонстрировал. Однако быт тонкая материя. В строю он не формируется. Как и религиозной секте. Напишите пожалуйста подробней.

Неомарксист: Рабочий. пишет: Напишите пожалуйста подробней. 1. Новые формы организации быта вроде домов-коммун. 2. Отказ от буржуазных форм проведения досуга (пьянства, спорта как шоу и т.д.). 3. Замена классно-урочной системы Яна Коменского сетевым (взаимным) обучением. 4. Отказ от буржуазного брака в пользу свободных отношений, не регулируемых юридически. 5. Запрет личного транспорта в пользу общественного. 6. Прямая демократия в быту и на работе. 7. Самое главное - развитие в людях активного творческого начала.

Рабочий.: Почему вы пункт об общественном воспитание детей опустили?

Неомарксист: Он включён в пункт о домах-коммунах с яслями и садиками. А школьное обучение будет сетевым (общественным).



полная версия страницы