Форум » Культура и искусство » А. Лазаревич » Ответить

А. Лазаревич

Riddler: http://technocosm.narod.ru Интересно ваше мнение по поводу этого автора.

Ответов - 24, стр: 1 2 All

Riddler: Неомарксист пишет: А что такое менталитет народа как не его генетическая память своей истории? Ментлитет народа (коллективное бессознательное) как раз внегенетическая память, т.к. передается посредством культуры, а не генов. Тогда как в генах имеется имформация только о синтезе белка (и клас следствие - о строении тех или иных структур организма), но никак не об исторических событиях. Неомарксист пишет: Десятки тысячелетий человек охотился на диких зверей и я убеждён, что инстинкт и гены охотника могут проявиться сейчас и даже в далёком будущем, ибо ничто не исчезает бесследно, тем более пласт человеческой истории в десятки тысяч лет. Я в этом очень сомневаюсь, т.к. любой среднестатистический человек нашего времени, попадая в экстремальную среду (например в тайгу или в джунгли), не обладая специальными навыками выживания, теряется. А значит инстинкт охотника мог стрерется за века производящего хозяйства. Я даже допускаю возможность что и материнского инстинкта больше нет, по крайней мере у миллионов "матерей" совершающих аборт. Неомарксист пишет: Тогда и бобёр, перегрызающий дерево и строящий плотины, тоже получается побеждает природу. Плотину бобра можно рассматривать как расширенный фенотип, т.к. алгоритмы ее строительства передаются по наследству и ничего принципиально нового за ближайшие 100 000 лет не замечалось. Тогда как человек за это время перешел от пещер и шалашей к небоскребам. И есть основания полагать что это не предел. Неомарксист пишет: Разумеется для того чтобы заниматься любимым делом, человек должен иметь некий минимальный набор всех жизненных благ (еда, жильё, одежда и т.д.), но когда этот набор благ абсолютизируется и возводится в ранг некой самодостаточной ценности, мы уже имеем дело не с коммунизмом, а с капитализмом в какие бы псевдосоциалистические одежды он бы не рядился. А уже безграничное удовлетворение материальных потребностей и желаний это прямой путь к деградации общественного сознания и экологической катастрофе в том числе. Совершенно согласен. Неомарксист пишет: Проблема заключается не в производстве, медицине или науке самих по себе, поскольку сама Природа=Производство, а в горделивом антропоцентризме безволосой обезьяны и воспроизводстве ею ложных потребностей и желаний (фантазмов), лежащих в основе капиталистической экономики и раскручивающих это безумное колесо производства желания и потребностей (см. гениальную книгу философа Делёза и психоаналитика Гваттари «Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения»). И гуляш-коммунизм с его приматом материального над духовным это тоже самое! Ну так примат духовного над материальным - все равно антропоцентризм. А вот в биоцентризме (разновидности языческого космоцентризма) как раз акцент ставится на материальном. Более того, развивая последовательно биоцентристский подход, можно дойти до социал-дарвинизма, экстраполируя законы природы на человеческое общество. Неомарксист пишет: Гармония с природой вовсе не означает возврат в каменный век и отказ от науки и техники, а подразумевает например развитие безопасной и экологической альтернативной энергетики (солнечной, ветряной и т.д.) вместо опасных АЭС, формирование в городах устойчивой экологической среды с минимальными выбросами углекислого газа в атмосферу, а также системой полной переработки отходов городской деятельности и т.д. Вот в ОАЭ сейчас строится город Масдар - первый на планете город с нулевым выбросом углерода и нулевыми отходами http://www.membrana.ru/particle/1442 Вот это и есть самая настоящая гармония с природой, а уж по степени технологического развития Масдар оставляет позади любой современный город хотя бы потому что в нём вместо обычных автомобилей будет действовать необычный общественный транспорт — автоматический персональный скоростной. Так что технология и экология не противоречат друг другу, если подходить к проблеме градостроительства с экологических позиций. Это хорошо, хотя такая позиция является довольно редкой. Я вообще за замену современных городов (которые при сохранении нынешнего статус-кво будут неминуемо двигатся в сторону подобия муравейника) экополисами, где как раз будут совмещатся экологический образ жизни и высокие технологии. Кроме того, сохранение природы выгодно прежде всего для человека (а вот капитализм и сверхпотребительство как раз не выгодны), но только человек все равно при этом становится хозяином природы, а не всего-лишь представителем вида Homo sapiens. Неомарксист пишет: Пока сами люди не захотят изменить свою жизнь и не проявят свою гражданскую активность, заставив правительства прислушаться к общественному мнению, не изменится ровным счётом ничего. Им можно в этом помочь. Субъективный фактор революции нельзя недооценивать.

Неомарксист: Riddler пишет: Ментлитет народа (коллективное бессознательное) как раз внегенетическая память, т.к. передается посредством культуры, а не генов.Карл Юнг, который собственно и ввёл термин «коллективное бессознательное» считал то как раз иначе и рассматривал бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации (см. его статью «Структура бессознательного»). Riddler пишет: Я в этом очень сомневаюсь, т.к. любой среднестатистический человек нашего времени, попадая в экстремальную среду (например в тайгу или в джунгли), не обладая специальными навыками выживания, теряется. Любой талант нуждается в развитии, иначе он так и останется нереализованным. Что и иллюстрирует известное выражение «зарыть талант в землю». Если например человеку, имеющему гениальный музыкальный слух и способности, но которые никак не развивались в детстве, дать в руки скрипку или посадить за фортепьяно, он ничего не сможет сыграть, хотя и имеет от природы абсолютные данные. Талант надо развивать, иначе ему грош цена. Riddler пишет: Ну так примат духовного над материальным - все равно антропоцентризм. А вот в биоцентризме (разновидности языческого космоцентризма) как раз акцент ставится на материальном. Здесь как писал Ефремов в своём романе «Туманность Андромеды» самое главное: «метрон — аристон, то есть самое высшее — это мера». Доминирование антропоцентризма (с лозунгом «покорения природы») и крайности самого биоцентризма (призывающего в лице «глубинных экологов» к депопуляции человечества), могли бы быть сняты в духе глобальной коэволюционной стратегии. Как я писал выше, такая стратегия исходит из плюрализма всего сущего, в данном случае из объективной необходимости учета интересов процветания всего многообразия жизни и в то же время интересов человечества и каждого человеческого индивида. Riddler пишет: Я вообще за замену современных городов (которые при сохранении нынешнего статус-кво будут неминуемо двигатся в сторону подобия муравейника) экополисами, где как раз будут совмещатся экологический образ жизни и высокие технологии. Согласен. Riddler пишет: только человек все равно при этом становится хозяином природы, а не всего-лишь представителем вида Homo sapiens. Мне больше нравится концепция человека как управляющего на земле, ответственного за свои действия не только перед другими людьми, но и перед всей биосферой в целом. Riddler пишет: Субъективный фактор революции нельзя недооценивать. Конечно, ведь он основной фактор. Коммунизм не придет автоматически, независимо от воли и действий людей. Диалектика исторического развития отличается сложным взаимодействием субъективного и объективного (при определяющей роли первого), что предполагает активную деятельность, без которой Светлое Будущее недостижимо.

Riddler: Неомарксист пишет: Карл Юнг, который собственно и ввёл термин «коллективное бессознательное» считал то как раз иначе и рассматривал бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации (см. его статью «Структура бессознательного»). Юнга надо будет перечитать, но насколько я знаю, знания в области генетики в то время были слабые (потому расизм, сексизм и прочие формы биофашизма процветали) и он мог и не знать какая информация передается в генах. Я не знаю, может быть врожденная память и существует, но пока что научных данных на этот счет нет. А то что Юнг называл коллективным бессознательным вполне можно отнести к культуре, которая тоже передается и усваивается бессознательно, как и все прочие стереотипы. Неомарксист пишет: Любой талант нуждается в развитии, иначе он так и останется нереализованным. Что и иллюстрирует известное выражение «зарыть талант в землю». Если например человеку, имеющему гениальный музыкальный слух и способности, но которые никак не развивались в детстве, дать в руки скрипку или посадить за фортепьяно, он ничего не сможет сыграть, хотя и имеет от природы абсолютные данные. Талант надо развивать, иначе ему грош цена. В таком случае "талант/инстинкт охотника" можно считать исторически "закопанным в землю". А раз так, то должны появится новые таланты, востребованные в новом обществе. Например талант программиста, появившийся вместе с самой профессией сравнительно недавно. А какие будут формы времяпровождения (профессий, после исчезновения разделения труда уже не будет) при коммунизме трудно представить. Неомарксист пишет: Мне больше нравится концепция человека как управляющего на земле, ответственного за свои действия не только перед другими людьми, но и перед всей биосферой в целом. В принципе тоже неполохо. Можно сказать что здесь снимается противоречие между антропоцентризмом и биоцентризмом.


Неомарксист: Riddler пишет: знания в области генетики в то время были слабые (потому расизм, сексизм и прочие формы биофашизма процветали) и он мог и не знать какая информация передается в генах.Мы и сейчас этого не знаем. Работа над интерпретацией данных генома находится всё ещё в своей начальной стадии и вполне возможно, что существование коллективного бессознательного и архетипов будет впоследствии доказано генетиками. Riddler пишет: В таком случае "талант/инстинкт охотника" можно считать исторически "закопанным в землю". Можно рассчитывать, разумеется, что по мере социально-экономического и культурного прогресса доля архаичных и преступных талантов будет падать (хотя и она, я думаю, никогда не станет равна нулю). Но сами факты появления невостребованных талантов и «преступления закона» не исчезнут никогда – общество слишком сложный организм, а уж человек – и того сложнее, а значит, по закону больших чисел, отклонения от нормы будут всегда. Riddler пишет: (профессий, после исчезновения разделения труда уже не будет) Профессии останутся и при коммунизме, например самые важные на мой взгляд профессии - Учителя и Врачи. Другое дело, что человек при коммунизме будет заниматься только тем делом, к которому у него лежит душа и которое поэтому у него «идет».



полная версия страницы